Найти тему
Дорога без конца...

Кому посвещена 8-я "Патетическая" соната Людвига ван Бетховена?

Соната для фортепиано № 8 до минор, оп.13 ("Патетическая")музыкальное произведение, написанное Бетховеным в1798-1799гг . Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя патетика выражена в каждой части по-разному. Соната впервые опубликована в декабре 1799 года и называлась изначально - «Большая патетическая соната». Вопреки сложившемуся мнению, что композитор сам назвал 8-ю сонату «Патетической», известно, что это был издатель, на которого произвело впечатление трагическое звучание сонаты. Он написал на титульном листе произведения слова «Великая патетическая соната» (Перевод уровнял слова "Большая" и "Великая").Во время её написания Бетховену было 29 лет, уже тогда он стал замечать первые признаки болезни, которая впоследствии трансформировалась в глухоту. Свою сонату он посвятил меценату, князю Карлу Лихновскому.

 Карл Алоис Иоганн Непомук Винценц Леонхард Лихновский (1761-1814)(Karl Alois Johann Nepomuk Vinzenz Leonhard Lichnowsky)  австрийский придворный и меценат
Карл Алоис Иоганн Непомук Винценц Леонхард Лихновский (1761-1814)(Karl Alois Johann Nepomuk Vinzenz Leonhard Lichnowsky) австрийский придворный и меценат

Князь Карл Лихновский был покровителем Бетховена. Он изучал право в 1776-1782гг. и слыл меценатом, помогая музыкантам. Под влиянием музикдиректора Гёттингенского университета, где он учился, Иоганна Николауса Форкеля, он увлёкся сначала творчеством Баха, коллекционировал его нотные автографы. В дальнейшем музицировал и сочинял как любитель.

В 1789г Лихновский оплатил поездку другого известного композитора - Вольфганга Амадея Моцарта из Вены в Берлин с остановками в Праге, Дрездене, Лейпциге и Потсдаме. Часто занимал ему деньги, которые тот забывал возвращать. Это поссорило мецената с Моцартом, так как Лихновский предпочел дружбе - возврат денежных долгов через суд.

Бетховена с Карлом Лихновским связывали достаточно ровные отношения. В 1795 году князь оплатил первую публикацию Бетховена — фортепианное трио Op.1 No. 1. В 1800—1806 гг. Также меценат установил годовое содержание композитору в размере 600 флоринов . В благодарность, в разные годы, с посвящением Лихновскому, вышли несколько произведений Бетховена, в том числе 2 сонаты (8-я и 12-я) и Вторая симфония (1803г).

Но тот, кто вкладывает деньги . зачастую, считает своей собственностью и людей, их получающих. Однажды, будучи в гостях у князя, Бетховен отказался выполнить его просьбу, которая ему показалась оскорбительной - сыграть на фортепиано перед, посетившими князя, офицерами французской армии. Разразился скандал, отношения между Бетховеном и Лихновским закончились.

Но потомкам остались в дар произведения той далекой поры.