Найти тему

Часть 3. Глава 13. И началась моя деятельность на поприще среднего профессионального медицинского образования.

Начало 1 части тут.

Начало 2 части тут.

Начало 3 части тут.

Говорят, что по всему миру ходит миф о загадочной русской душе, потому как непредсказуемы мы, когда дело доходит до того, чтобы за себя постоять. Разгадка в том, что много, много веков трёмся мы бок о бок с Азией, а «Восток – дело тонкое », тонкое, тонкое: люди другие, история иная, традиции, нравы, обычаи, всё не так, как у нас, а к нам многое прилипло.
«…Да, скифы мы,
Да, азиаты мы,
С раскосыми и жадными очами…»

А.Блок.
Чинопочитание, взятки, это всё с Востока, там «
бастык », то есть любой начальник, всегда на троне сидит, все с поклоном к нему, с подарками, так повелось. Пытались вырвать за годы Советской власти. Да самим понравилось.
В медицинское училище просто так на работу не устроиться, к директору надобно «с поклоном» идти, а он важный в кабинете сидит, оттуда не выходит, кабинетный руководитель. Завуч, зато, бегает, и за него и за себя. Директор казах, а завуч русская, политика такая была, если руководитель казах, то заместитель у него должен быть русский и наоборот.
Поговорили с Мужем, он обещал поспособствовать с устройством меня на работу, у них в отделе работал родственник директора. Поспособствовал, приняли меня, пока лаборантом. Завуч очень радовалась, я потом поняла, почему, русских преподавателей было совсем мало, да и дипломы мои к месту пришлись. И началась моя педагогическая деятельность на поприще среднего профессионального медицинского образования.
Само училище маленькое, занималось 600 студентов в две смены, готовили по специальностям: медицинские сёстры, фельдшера, акушерки, стоматологи, на базе неполного среднего и полного среднего образования. Почему, думаю, в такой тесноте, зачем такой большой набор? Оказывается, такой план доводили по потребности области в специалистах подобного рода. В связи с этим ещё одна проблема, отчисление считалось чуть ли не катастрофой: план есть, деньги дали, извольте исполнять. Ну не учится, не хочет, тяни его изо всех сил.
С сентября перевели меня на должность преподавателя микробиологии. Ночами учила сама, разбиралась с микробами, готовилась тщательно, чтобы на уроках интересно было, да и сам предмет, в этом плане благодарный. В дальнейшем убедилась, что уровень среднего медицинского образования в Казахстане отвечал всем современным требованиям.
Через три месяца, с начала учебного года, приехала с проверкой Министерская комиссия во главе с заведующим Республиканским методическим отделом. Посещали мои уроки, хвалили, преподаватели стали смотреть на меня с опаской, как потом выяснилось, не зря. А есть у меня, педагогическая жилка и молодые люди мне интересны. Подумав, стала всех ребят называть «на вы», подчёркивая важность обучения профессии. Казалось бы, отодвинулась, ан нет, за уважение к ним мой авторитет поднялся. Столкнулась со многими проблемами среднего медицинского образования:
-Первое - программы, ну совсем никудышные, если следовать им, то надобно не 60 часов микробиологию изучать, а минимум 300. Оказалось, что по другим предметам та же самая история, а ведут предметы врачи, они путаются, не могут отобрать материал, по принципу профилизации предмета, то есть, что должна знать медсестра, акушерка, фельдшер. Программы, судя по составу редакции, писали академики, профессора, они не ведают, что должна знать медицинская сестра.
Безжалостно убирала то, что не пригодится в профессии, уж я-то знала, предмет разгрузился, стал легче восприниматься, повысилась успеваемость.
Главная задача педагога при подготовке к занятию, отобрать самое главное, самое необходимое, только информацию, а информационный шум оставить, ну разве что для каких-то педагогических штучек (примеры из практики, жизни, небольшой спектакль, цитаты, шутки и т. д.).
Кстати, юмор обязательно должен присутствовать на уроке, но в малых дозах, чтобы не заиграться.
-Второе , по национальному признаку контингент составляли казахи, то есть коренное население. Некоторые группы были «разбавлены» русскими, украинцами, немцами, чеченцами, татарами, азербайджанцами, армянами, корейцами, греками, грузинами, лезгинами и т. д. Обучение шло на русском языке, почти все, плохо ли хорошо ли, понимали русскую речь, но в группе обязательно было несколько человек, которые ничего не понимали по-русски. А я им про микроорганизмы, да по латыни, а параллельно идут предметы: латинский язык, фармакология, анатомия. Мама родная, как же они учатся-то? Я представила, что я прихожу учиться и мне начинают читать лекции, например, на французском языке. Это ж как?
Говорю с этими ребятами через переводчика, твердят одно:
-Хочу учиться.
Понять их можно, хотя бы потому, что невеста с дипломом ценится гораздо выше. Да и казахи, в отличие от некоторых русских, сразу поняли, что без образования кирдык. Директор училища, которого звали Жуман, что в переводе на русский язык - Пятница, так мы его за глаза и величали. Родился он в чабанской семье, всего там выросло десять детей. Все, до одного получили высшее образование, что было возможно при Советской власти, все учились бесплатно. Среди его братьев и сестёр были поэт, художник, врачи, учителя, строитель, зоотехник.
Однажды, поехали в аэропорт провожать Дочь на место учёбы, наблюдали такую картину: директор медицинского училища отправлялся в отпуск, его сопровождали солидные люди, все, как есть в кожаных плащах или куртках, человек 15. В самолёт чуть не на руках внесли. Муж заметил:
-Районные бастыки, для них ваш директор самый уважаемый человек в области, училище-то одно на всех, а там их дочери учатся, вот ему честь и уважение, ещё и денег на отпуск привезли.
Мальчики и девочки, не знающие русского языка, отставали от других, первое время их просто не оценивали, а в училищах классно-урочная система обучения, оценивают знания, как в школе, регулярно.
К концу первого года обучения, к их чести, удовлетворительную оценку уже можно было ставить без угрызений совести. Сначала они, просто зубрили наизусть, потом пытались отвечать по цепочке: вопрос - мысленный перевод с русского на казахский - поиск ответа – перевод ответа на русский – медленный ответ, с подыскиванием слов.
Одно дело, изучать иностранный язык, другое учиться на иностранном языке. Я восхищалась упорством этих ребят, всячески помогала и поощряла. Они ещё и морально страдали, в школе учились на казахском языке на пятёрки, а здесь с трудом на «три». Русские девочки, на их фоне, легко зарабатывали себе хорошие оценки, да ещё и посмеяться норовили. «Щёлкала» по носу наедине и всем вместе, спрашивала строже, учила быть добрее.
-Третье, учебники, их не было, а те, что имелись в наличии, отличались тем, что написаны были, как и программы, очень сложно. Человеку, не имеющему медицинского образования, там ни хрена не понять, извините. Опять учителю забота, если есть хороший учебник, так половина дела, да и положено работать самостоятельно, с учебником или с другим источником, очень хорошо собственным трудом добытые знания запоминаются. А как тут добудешь? С первого слова хочется спросить:
-А это вы о чём сейчас пишете, уважаемый?
-Четвёртое , оснащение предмета! По анатомии много чего, а вот как увидеть невидимого микроба, нашего злейшего врага, которого надобно знать в лицо? Десять раз ходила к директору, надоела, убедила, выделил средства, купили микроскопы, лабораторное оборудование, шкафы, провели в кабинет воду, покрасили стены масляной краской.
Выяснилось, что в школах нет микроскопов, а ведь выпускаются специально для школ, пришлось учить с азов. На практике работали с микроскопами, брали готовые мазки в бактериологической лаборатории, видели эти кокки (шарики), палочки и прочую мелочь, которая при увеличении в тысячу раз, выглядит как точка, а беду с большим человеком сотворяют такую, что и умереть может.
Узнав про жизнь микробную и их нравы, ребята сами стали чаще мыться и очень часто мыть руки. Они будущие медики и много ещё чего узнают, а вот те ребята, которые будут получать другие специальности, так ничего о микробах и не узнают. А надобно! Где? Да ещё в школе, конечно! Наши главные враги живут себе в нас, поживают, а большинство людей знают о них понаслышке. Это есть не зер гут!

Продолжение тут.