Привет! Вы на канале “экономика для неэкономистов”
Почему же нас заинтересовала эта тема? Дело в том, что у нас с Вами в ближайшее время появится возможность изучить особенность рыночной экономике на практике. Что за особенность такая? Читаем ниже в статье :)
Ежедневно правительство выдвигает инициативы по сдерживанию цен на продукты. Это происходит потому, что с одной стороны в 2020 году у населения упали реальные доходы на 3.5% по сравнению с 2019 годом, а с другой стороны произошел ощутимый рост цен на повседневные продукты, инфляция в 2020 году составила 4.9%.
И какой из этого выход видит власть? - заморозка цен на продукты первой необходимости. Например, стоимость сахара и подсолнечного масла зафиксировали на уровне 46 и 110 рублей. Дороже продавать в розницу просто запрещено.
В реальности же далеко не все магазины соблюдают это правило "заморозки" и цены в некоторых сетях уже сегодня превышают установленные границы.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Производители и предприниматели в данных условиях могут уменьшить на время объем выпуска товара и увеличить его складирование. Для чего? Всё элементарно. Через два месяца мораторий на заморозку закончится (март 2021), цены поползут вверх и производители смогут получить за один и тот же объем продаж больший объем выручки.
А что может случиться до конца марта? Действия со стороны властей могут привести к дефициту на данную категорию продуктов и падению качества продукции.
КАРТОФЕЛЬНЫЙ СОЮЗ
Его представители считают, что цену картофеля снизить можно, но для этого торговые сети должны пойти им навстречу по ранее уже внесенному предложению: “принимать клубни разного размера, в том числе эконом-класса диаметром 35-55 мм, фасованные в сетку от 2,5 до 5 кг.”
Если взять обычное куриное яйцо, то мы получим, что его размеры могут быть даже больше, чем предлагаемый диаметр клубней картофеля.
Итого мы получим позиционирование нынешнего картофеля, как картофель “ПРЕМИУМ” класса, а 35-55 мм. - это уже будет продукция “эконом-класса”.
Другие производители товара также намерены подхватить эту тенденцию. К примеру, производители огурцов:
“мы, как союз, прорабатываем возможность поставлять такие огурцы. Сети нас заставляют очень серьезно их калибровать. И сегодня мы готовы оставить калиброванные огурцы как некий премиальный продукт. Если человек в салат покупает, он может и кривой огурец порезать спокойно. Пускай у покупателя будет выбор, — заявил директора Плодоовощного союза”.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Таким образом, этот простой жизненный пример задевает множество интересных экономических аспектов. В статье были затронуты такие моменты как установка потолка цен, а как следствие дефицит продукции, снижение реальных располагаемых денежных доходов у населения и инфляция и наконец понятие товаров первой необходимости.
От себя хотелось бы добавить, что касаемо ближайшего будущего, дефицита товаров, вероятнее всего, мы не застанем, поскольку запасы у поставщиков продукции имеются, а в случае экстренного дефицита правительство попросту может оказать на них давление и заставить продавать даже по невыгодным ценам. В то время как в Европейских странах это бы решалось посредством субсидирования поставщиков или розничных сетей. А вот сегментацию рынка по продуктам первой необходимости можно будет неожиданно встретить в любимом супермаркете возле дома.
Всех благ! Изучайте экономику вместе с нами :)