Найти в Дзене

«Плохой » дом для доброй императрицы.

Наполеон и Жозефина. Так что же это было? Любовь, страсть, или взаимовыгодный союз двух провинциалов, поднимающихся на вершины общественной пирамиды? Прогуливаясь по залам замка Мальмезон, хозяйкой которого была Жозефина де Богарне, попытаемся ответить на эти вопросы, не забывая насладиться интерьерами и предметами дизайна начала 19 века.

(фотографии можно листать)

Наполеон и Жозефина. Так что же это было? Любовь, страсть, или взаимовыгодный союз двух провинциалов, поднимающихся на вершины общественной пирамиды? Прогуливаясь по залам замка Мальмезон, хозяйкой которого была Жозефина де Богарне, попытаемся ответить на эти вопросы, не забывая насладиться интерьерами и предметами дизайна начала 19 века.

Когда-то мне довелось посмотреть документальный фильм о доме, принадлежавшем Жозефине. первой супруге Наполеона. Из фильма запомнились прекрасные интерьеры и название замка: Мальмезон (Malmaison ) Дословный перевод названия - « плохой дом» или «дурной дом» . Это странное название запомнилось и вошло в список тех мест, где хотелось бы побывать. Хитросплетение событий приводит меня в город на Сене. В самых популярных туристических местах , обязательных для посещения, я когда-то уже побывала. На этот раз я могу позволить себе отыскать те пункты, которые не слишком известны даже французам . Мальмезон вполне соответствует этому критерию. Этот вывод я сделала, уточняя у парижан дорогу до замка. Не стоит полагаться на народную французскую молву, - найти замок помогает Интернет.

Каким-то чудесным образом в правильном месте находится правильный автобус, который доставляет меня в местечко Рюэй де Мальмезон в двадцати километрах от Парижа. Здесь е замок уже знаком жителям, и я, следуя указаниям прохожих, легко нахожу его. Для начала путешественник попадает в парк, в глубине которого виднеется замок. Хотя, какой же это замок? В нашем представлении замок - серьезное оборонительное сооружение с неприступным стенами, дозорными башнями и глубоким рвом вокруг. Здесь же мы видим небольшой особняк в духе эпохи Возрождения. Читая историческую справку, узнаю, что свое не слишком гостеприимное название место получило в средние века. Согласно легенде норманны, промышлявшие разбоем на берегах Сены, где-то здесь складировали награбленное в неком « плохом доме». Название перешло на само место в целом и на замок в частности, хоть и построен он был в начале 17-го века.

Замок жил своей жизнью и, вполне возможно, мог бы пребывать в полной безвестности, если бы не его незаурядная владелица… В 1799году ей стала Жозефина де Богарне, первая супруга Наполеона Бонапарта. Вихри Великой Французской Революции перенесли уроженку острова Мартиника в Париж и превратили бывшую провинциалку сначала в жену первого Консула, а позже и в Императрицу. Судя по устройству дома, который рассказывает о его владелице, это возвышение не было случайностью или следствием одной лишь привлекательности Жозефины.

Прогуливаясь по залам замка, вглядываясь в его декор, я пытаю c ь разобраться в характере его владелицы и в истории ее жизни. По отношению к персоне Наполеона, я не испытываю никакого пиетета. Видимо, это что-то генетическое. Может, кому-то покажется это смешным, но перечитав во взрослом возрасте школьную поэму « Бородино», я искренне рыдала. Так что « великий человек», положивший на алтарь своего величия тысячи и тысячи «простых» человеческих жизней, особо великим не кажется, да и человеком - тоже нет. Пусть им занимаются историки. А вот Жозефина… все-таки какие-то человеческие симпатии вызывает. Для своей эпохи она, если говорить современным языком, - практически стилист, а это мне профессионально близко, да и ее история брошенной супруги императора вызывает прилив женской солидарности и сочувствия. Мы знаем, Жозефина до знакомства с Бонапартом проживала во французской колонии,- на острове Мартиника, была замужем за неким де Богарне, имела от него двоих детей. Замужество Жозефины продлилось не долго, - Великая Французская Революция позволила гражданам Франции усомниться в священности уз брака и узаконила разводы. Освободившаяся от семейных обязанностей Жозефина перебралась в Париж, где окунулась в светскую жизнь. С амбициозным генералом Наполеоном Бонапартом она познакомилась в одном из популярных светских салонов. в1796 году Наполеон и Жозефина вступили в официальный брак. Военная и политическая карьеры Наполеона развивались, и,наконец , в 1804годуу Наполеон провозгласил себя императором Франции, а Жозефина соответственно получила титул императрицы. Среди французов, познавших не только свободу, дарованную Революцией, но и все сопутствующие революциям лишения, Жозефина снискала прозвище « Bonne Josephine » - ( «добрая Жозефина»или « хорошая Жозефина»). Она часто заступалась за впавших в немилость аристократов, занималась делами эмигрантов,

Вернемся же во дворец! Стараясь все рассмотреть и запомнить, перехожу из одного зала в другой. Да, посещение Мальмезона- подарок для дизайнера интерьера. И я рада, что мне повезло здесь побывать. Помимо обычного эстетического удовольствия, которое я здесь получаю, отмечаю для себя некоторые приемы, которые можно использовать и в современных интерьерах.

Стиль Ампир всегда мне нравился как наиболее легкий и элегантный вариант классики в интерьере. Конечно, наиболее знакомым для нас является его разновидность - Русский Ампир. Сразу же вспоминаются интерьеры Москвы и Петербурга пушкинской поры. Название стиля, популярного в первой трети 19 века происходит от французского Empire ( империя), и зародился этот имперский стиль именно здесь, в Мальмезоне.

В 1799году Жозефина приобрела замок Мальмезон в кредит (как это современно!). Оплатил кредит Наполеон Бонапарт ( и это тоже вполне естественно с современной точки зрения). Замок явно нуждался в реконструкции как несоответствующий амбициям владельцев. Для работы над проектом были приглашены два молодых архитектора, недавно вернувшиеся во Францию после стажировки в Италии. Финансовые ресурсы Наполеона на тот момент были ограничены, поэтому предложения по серьезной перестройке замка были отклонены. Наполеон рекомендовал архитекторам ограничиться лишь обустройством интерьеров. Вероятно, самому Наполеону было просто некогда вникать в дизайн-проект, поэтому оформлением интерьера руководила Жозефина, , имевшая вкус и знавшая толк в светской жизни.

Мы , конечно, уже не узнаем, в каких именно выражениях она формулировала задания для архитекторов, но мы можем предположить, что даже просто отклоняя лишнее и утверждая подходящее, Жозефина способствовала кристаллизации нового, еще ни кем не виданного стиля. Франция вступала в новую эпоху, - в эпоху Наполеоновских войн и Империи. Новому времени нужны были новые средства выражения. Наверное, именно это интуитивно почувствовала Жозефина.

Основой для нового стиля послужила старая добрая античная классика, к которой на протяжении всей истории архитекторы обращаются каждый раз, когда нужно подчеркнуть величие власти. Так было и на этот раз., но все-таки Жозефина- женщина, поэтому из античности она взяла, прежде всего, декоративные мотивы.

Мебель нового стиля смотрится более элегантно, чем пышная мебель предшествующего 18-го века. Высший свет Франции привык к развлечениям, его необходимо было удивлять и развлекать. Необходимо было создать привлекательный образ будущей Империи. Жозефине это удалось. Мальмезон стал, выражаясь современным языком, рекламой Империи и образцом для подражания.

Величие проекта « Империя» подчеркивалось использованием ярких цветов в обивке мебели и стен в сочетании с позолотой. В качестве декоративных элементов используются изображения оружия ( как античного, так и относящегося к наполеоновской эпохе). Такой декор должен был исподволь напоминать зрителю о военных победах Наполеона, а общее классическое окружение - сопоставлению бывшего « маленького генерала» с великими полководцами античности.

Совершенно новой темой Ампира по сравнению с предшествующими стилями стала египетская тема. Это тоже напоминание о военном походе Наполеона. Ничего, что Египетский поход был чистейшей авантюрой с точки зрения здравого смысла, зато для Франции и Европы была открыта культура Древнего Египта. В целях пропаганды из Египетского похода было взято только то, что не стыдно рассказать современникам и потомкам, - открытие культуры. В новом осовремененном образе ее элементы обосновались тогда во Франции, распространились по Европе и даже прижились в холодной России.

Прогуливаясь по залам и прислушиваясь к проходящей рядом экскурсии, пытаюсь представить, что из этих прекрасных классических интерьеров можно позаимствовать современному дизайнеру. Маловероятной кажется встреча с заказчиком, пожелавшим бы иметь интерьер, полностью исполненной в стиле Ампир. Поэтому о дословном копировании мебели, элементов отделки и аксессуаров можно забыть. Хотя, « никогда не говори никогда »….. Если вдруг это произойдет, то « милости просим !» Я готова с радостью погрузиться в милую сердцу классику!

Наиболее реально заимствовать приемы работы с тканью в интерьере, а также цветовые сочетания. Ткань здесь - практически самостоятельныйотделочный материал. Тканью драппируются как стены, так и потолки. Примечателен интерьер зала Совета ( говоря современным языком-«комнаты для совещаний»). Это помещение практически имитирует походный шатер военачальника. Специфическим образом натянута ткань под потолком.

Ткань – главный элемент отделки в спальной Жозефины. Малиновые драпировки затягивают как стены, так и потолок. И в этом случае спальная уже не привычное нам место покоя и уединения, а практически театральная декорация. А кто же ведущая актриса в этом театре бытия? Легко догадаться! Жозефина . А если кто-то забудет, об этом напомнят многочисленные портреты хозяйки, присутствующие даже на посуде( небольшой домашний « культ личности»). Свою роль « примы» Жозефина исполняла на фоне парадных интерьеров замка, являясь гостям в образе греческой богини или римской аристократки… Жозефина была законодательницей мод и в области одежды. С эпохой Наполеона ушла в прошлое помпезность гардеробов 18-го столетия. Дамы оставили пышные кринолины и корсеты и переоделись в легкие платья – туники, заимствованные из античной классики.. Революция в одежде стала продолжением социальной революции. Платья в стиле Ампир стали популярны как в тогдашней Европе, так и в России. У истоков этой моды стояла также Жозефина. Сейчас ее можно было бы назвать « иконой стиля».

Прислушиваюсь к проходящей рядом экскурсии. Узнаю, что после развода, произошедшего между Жозефиной и Наполеоном в 1809 году ( « Извини, дорогая, ничего личного, но я – все-таки император, и Империи нужен наследник»), за хозяйкой дома был сохранен титул императрицы, да и хозяйкой прекрасного дома она продолжала быть и вести ту активную светскую жизнь, к которой привыкла. После развода Жозефина поддерживала дружеские отношения с бывшим супругом. Он по-прежнему любил бывать в Мальмезоне, и оплачивал ее расходы. («Высокие отношения,!»- сказал бы персонаж популярного фильма).

Очарованная всем увиденным, но нисколько не слишком продвинувшись в понимании жизни владельцев дома, выхожу в парк. Шурша по дорожкам, вспоминаю слова экскурсовода о том, что после развода и до самой своей кончины Жозефина серьезно увлеклась ботаникой. Это и понятно. Ботаника - вполне безобидное занятие, отвлекающее от грустных мыслей. ( значит, они все-таки были ). Особой страстью бывшей императрицы были розы. Да, розы. конечно, могут уколоть, но это не так больно, как раны, полученные от тех, кто их дарит… До сих пор существуют несколько сортов роз, выведенных самой Жо… О, вот здесь наконец и стоит сказать, что никакая она не Жозефина ( это имя придумал для нее Наполеон). Настоящее имя хозяйки Мальмезона, которое она получила при рождении, - Мари – Жозеф - Роз или кратко - Роз. Исполнив свою роль в спектакле « Наполеон и Империя» девочка Роз вернулась к истокам: с родной Мартиники она выписывала растения, пыталась адаптировать их к условиям Франции. Может быть, в ней проснулась та дочка плантатора, которой по легенде пожилая негритянка нагадала, что « она станет больше, чем королевой.» Да, предсказание сбылось, но как все предсказания, оно очень условно. Гадалка забыла сказать о том, как же жить после….

Розы - цветы недолговечные. В 1814 году бывшая императрица закончила свой земной путь.

С детства я люблю истории со счастливым концом, поэтому хочется помечтать и придумать для Жозефины - Розы какую-то более счастливую судьбу. Если бы она жила в эмансипированном 20-м веке, вполне возможно, что, закончив карьеру императрицы, она могла бы пройти путь своей соотечественницы и еще одной отвергнутой возлюбленной,- Габриэль Шанель. Вместо потерянной Империи Наполеона создать собственную империю моды, и, возможно, жить долго и счастливо.

Конечно же, это только фантазия. Хорошо, другой вариант счастливой концовки истории. Более реалистичный. В том же 1814 году у Жозефину посетил российский император Александр I .Можно предположить, что обстановка Мальмезона ему понравилась. Известно, что после победы над Наполеоном стиль Ампир прекрасно обосновался в России, став Русским Ампиром, прославлявшим уже не захватчика – Наполеона, а победу над ним русского оружия. Конечно, доподлинно не известно, насколько же значительно в этом явлении влияние творения Жозефины , но сделать такое предположение можно как вариант более вдохновляющей концовки..

Итак, мечты, фантазии и талант Жозефины – Роз не пропали, а нашли продолжение там, где она и представить себе не могла, - в далекой снежной России, куда мог отправиться только такой безумец, как ее бывший супруг.