Найти тему
Андрей Макаров

7 современных соавторов зодчих старой Самары

Если на месте старого здания строят новое, значит, как подсказывает логика, новое чем-то лучше старого. Иначе зачем его строить. Но почему-то мы почти не знакомы с современными архитекторами, которые прямо на наших глазах занимаются реконструкцией (то есть улучшением) исторической части города, хотя хорошо знаем имена зодчих, построивших дореволюционную Самару (Щербачева, Шаманского, де Рошефора и многих других). Пора устранить эту несправедливость. Самара должна знать, кому обязана своей красотой.

В коротком очерке невозможно рассказать обо всех, поэтому ограничимся семью именами по той или иной причине интересными автору.

1. Храмов Юрий Васильевич (1934-2018)

Источник: https://drugoigorod.ru/yurihramov-80/
Источник: https://drugoigorod.ru/yurihramov-80/

Родился в Нижегородской губернии. В 1960 году окончил Московский архитектурный институт. С 1963 года член Союза архитекторов СССР. Заслуженный архитектор РСФСР (1988 г.). Автор первой реконструкции клуба «Звезда» в Самаре.

Кроме «Звезды» Юрию Васильевичу довелось стать «соавтором» двух выдающихся произведений зодчества дореволюционной Самары. Во-первых, это здание Филармонии. В исходной версии оно построено в 1907 году по проекту Платона Васильевича Шаманского под названием цирк-театр «Олимп». Это был яркий образец архитектуры модерна.

Фото отсюда: http://drugoigorod.ru/best_architects/
Фото отсюда: http://drugoigorod.ru/best_architects/

На сцене «Олимпа» выступали Федор Шаляпин, Александр Блок, Леонид Собинов. Здесь Валериан Куйбышев в 1917 году объявил об установлении советской власти, поэтому здание вошло в список подлежащих охране памятников истории. Но время и звуковые вибрации делали своё дело. В конце концов пришлось натянуть под потолком сетку для улавливания падающей штукатурки. А сигналом для прекращения эксплуатации здания в 1975 году стал пожар на соседнем участке, при тушении которого пострадала и Филармония.

Еще в 1974 году команде Юрия Храмова поручили провести капитальный ремонт здания Филармонии. Но так велико было стремление архитектора улучшить оригинал, что проект ремонта постепенно перерос в проект радикальной реконструкции. Проще говоря, оригинал полностью снесли вместе с исторической застройкой вокруг, среди которой затесался еще один незадачливый памятник истории, связанный с В. И. Лениным. А в центре образовавшегося пустыря площадью около одной шестой квартала к 1988 году воздвигли совершенно новое здание гораздо больше и прочнее первого, в котором даже со временем удалось установить электромеханический орган. Строение довольно схематично стилизовано под модерн. Для сходства с оригиналом воспроизведены лепные украшения фасадов.

Фото: автор
Фото: автор

Сейчас-то мы понимаем, что единственно законным и менее затратным решением было бы построить новый концертный зал в более подходящем месте, а памятник истории хотя бы законсервировать до лучших времен. Но в те годы до такой неслыханной дерзости никто просто не мог додуматься.

Вторая знаменитая «реконструкция», проведенная по проекту Юрия Васильевича при участии коллектива авторов, в том числе его сына Дмитрия, связана с именем петербургского архитектора Николая-Генриха-Максимилиана-Марии Ивановича де Рошефора. Как вы уже поняли, речь идет о Самарском железнодорожном вокзале.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/komsomolskaya_square/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/komsomolskaya_square/

Здание вокзала по проекту де Рошефора построено в 1875-1876 годах в стилистике неоренессанса. Поскольку его напольные плиты были неоднократно попираемы ногами В. И. Ленина, в советское время здание включили в список объектов культурного наследия. Но охранять его становилось всё труднее, поскольку оно ветшало и не справлялось с растущей нагрузкой.

Наконец областная администрация в 1995 году грамотно вывела вокзал из списка памятников, после чего можно было не изображать реконструкцию, как в случае с Филармонией, а спокойно реализовать смелый масштабный проект Юрия Храмова. Строительство началось в 1996 году и шло в несколько этапов. К 2003 году завершили высотную часть нового здания. А старый вокзал демонтировали за ненадобностью, ну и чтобы вид не портил.

Фото: автор
Фото: автор

2. Красько Николай Алексеевич (1935-2017)

Фото отсюда: http://uarsamara.ru/novosti/359-proshchanie-s-krasko-n-a
Фото отсюда: http://uarsamara.ru/novosti/359-proshchanie-s-krasko-n-a

Родился в Харьковской области. В 1965 году окончил Московский архитектурный институт. С 1968 года член Союза архитекторов СССР. С 1994 года член Союза архитекторов России. Доцент архитектуры с 1979 года. С 1979 по 1993 год доцент Куйбышевского инженерно-строительного института, завкафедрой архитектурного проектирования. Известные проекты: Дом актера (с В. Г. Каркарьяном), сестринский корпус и реконструкция главного храма Иверского женского монастыря в Самаре. В 1986 году к 400-летию Самары со студентами КуИСИ реконструировал деревянную башню самарской крепости (утрачена).

Николай Алексеевич оказался жертвой недоразумения, проведя в 1990-е годы реконструкцию здания Средневолжского коммерческого банка. Это было невзрачное сооружение, построенное еще в конце 1960-х годов для местного филиала Стройбанка (ул. Фрунзе, 70). Конечно, новый облик здания не отличался большой оригинальностью и представлял собой бесхитростную стилизацию под неоклассицизм.

Фото: автор
Фото: автор

Но, с другой стороны, это была уже какая-то архитектура. К тому же в таком решении можно усмотреть перекличку с соседней улицей Куйбышева и тамошним зданием Волжско-Камского коммерческого банка (в настоящее время Художественный музей).

Фото отсюда: https://vk.com/photo-78081693_457243783
Фото отсюда: https://vk.com/photo-78081693_457243783

Но по иронии судьбы проект Николая Красько все сравнивают не с тем безликим строением конца 1960-х годов, которого никто не помнит, а со стоявшей на этом месте до 1966 года знаменитой баней Челышевых, построенной в 1904 году Александром Щербачевым. Увы, сравнение обычно бывает не в пользу работы Николая Алексеевича.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/samara_bolsheviks/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/samara_bolsheviks/

3. Баранников Анатолий Иванович

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/zelenkoparty/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/zelenkoparty/

Родился в 1959 году во Владимире-Волынском. В 1981 году окончил Куйбышевский Инженерно-строительный институт, в 1989 году – аспирантуру ЦНИИП градостроительства при Госстрое СССР. С 1991 года член Союза архитекторов России. Кандидат архитектуры. Почетный архитектор РФ. Заслуженный архитектор Самарской области. Профессор Международной академии архитектуры. Первый заместитель министра строительства Самарской области. Главный архитектор Самарской области.

Анатолий Иванович на пути к высоким должностям не забывал и о творчестве. Он является автором проекта самой знаменитой в Самаре многоэтажки. Ее построила компания «Трансгруз» по адресу улица Вилоновская, 44.

Ради возведения этой 33-этажной высотки компания «Трансгруз» приватизировала и снесла выявленный объект культурного наследия одноэтажный дом Льва Петровича Гергардта, построенный в начале XX века.

Когда Анатолий Баранников уже стал главным архитектором области, ему не раз припоминали сотрудничество с «Трансгрузом» и особняк Гергардта. Но он всегда твердо отвечал: «К исчезновению особняка не имею никакого отношения».

4. Алмаев Сергей Евгеньевич

Фото из книги «Архитекторы Самарской губернии. XIX -XX -XXI  века», Самара, 2016 г.
Фото из книги «Архитекторы Самарской губернии. XIX -XX -XXI века», Самара, 2016 г.

Родился в 1958 году в городе Куйбышеве. В 1980 году окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. С 1985 года член Союза архитекторов России. Руководитель проектной фирмы.

Одной из работ коллектива Сергея Алмаева была реконструкция с расширением бывшего собственного дома другого самарского зодчего – Алексея Алексеевича Волошинова (ул. Венцека, 21), который работал в нашем городе с 1902 по 1916 год, в том числе в качестве губернского архитектора.

Фото: Яндекс.Карты
Фото: Яндекс.Карты

По проекту реконструкции дом снесли и построили заново, так что фасад почти не изменился, о чем можно судить по рисунку архитектора В. Г. Каркарьяна, сделанному до реконструкции.

Источник: https://drugoigorod.ru/weczecka-street/
Источник: https://drugoigorod.ru/weczecka-street/

Главный фасад в целом похож, но на втором плане мы видим то самое расширение, которое после окончательной отделки стало выглядеть, как другое отдельное здание. А в процессе строительства было понятно, что это пристрой.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/weczecka-street/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/weczecka-street/

Что же, спасибо Сергею Евгеньевичу за то, что создал хотя бы иллюзию сходства.

5. Басс Наталья Иосифовна

Фото отсюда: https://www.youtube.com/watch?v=RozkOsC0vxg
Фото отсюда: https://www.youtube.com/watch?v=RozkOsC0vxg

Родилась в 1966 году в городе Куйбышеве. Окончила Куйбышевский инженерно-строительный институт в 1988 году. С 1999 года кандидат архитектуры, преподаватель Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Член Союза архитекторов России с 2004 года. Автор проектов реставрации: усадьбы Курлиных, Костела, усадьбы А. А. Бострома, дома Новокрещеновых, усадьбы Шихобалова, особняка дворянского собрания, здания Русского торгово-промышленного банка, Хоральной синагоги и многих других объектов.

На фоне всех этих замечательных работ несколько удивляет подход к реконструкции дома Гуськовых (ул. Фрунзе, 128). Этот объект культурного наследия еще в начале нынешнего века можно было видеть таким.

Фото отсюда: http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_19/html/f06.html
Фото отсюда: http://oldsamara.samgtu.ru/part_2/page_19/html/f06.html

В общих чертах всё соответствовало первоначальному проекту 1887 года.

Источник: http://uarsamara.ru/publikatsii/242-samara-gubernskaya-160-let-v-zerkale-arkhitektury
Источник: http://uarsamara.ru/publikatsii/242-samara-gubernskaya-160-let-v-zerkale-arkhitektury

А ниже – современный вид здания.

Фото: автор
Фото: автор

С одной стороны, конечно, радует узнаваемость фасада и то, что восстановлено ограждение на крыше, хотя и немного отличное от проектного. Но с какой стати дом поднялся на пол-этажа из-под земли, так что даже пришлось проектировать новое крыльцо? Очевидно, что перед нами не фрагмент старого здания и даже не копия, а просто муляж, повторяющий некоторые черты оригинала. А за муляжом притаилось пятиэтажное новообразование, которое благодаря ступенчатой форме должно было стать незаметным. Но не стало. В отличие от другого новодела – до́ма архитектора Волошинова – этот уже не создает иллюзии аутентичности.

6. Харитонов Юрий Иванович

Фото отсюда: http://gildehram.ru/page4861612.html
Фото отсюда: http://gildehram.ru/page4861612.html

Родился в 1948 году в городе Вольске Саратовской области. В 1976 году окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. С 1984 года член Союза архитекторов России. С 2003 по 2006 год главный архитектор города Самары. С 1999 года занимается преимущественно строительством православных храмов: в Самаре (в том числе храм Георгия Победоносца и Софийский собор), других городах и селах, а также за рубежом.

Странно, что уважающий традиции и каноны православный архитектор при проектировании офисного центра «Бэл Плаза» вдруг поддался влиянию причудливой моды… Но расскажу всё по порядку.

Многие еще помнят двухэтажное здание Областного противотуберкулезного диспансера, что стояло рядом с Белым домом на улице Молодогвардейской. Оно было построено в начале 1910-х годов для Торговой школы.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/molodogvardeiskaya_streets/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/molodogvardeiskaya_streets/

В начале 2000-х здание снесли и к 2007 году выстроили на этом месте офисный центр. В качестве декора для нового строения Юрий Иванович решил использовать, как тогда было модно, копию фасада снесенного здания.

Фото: автор
Фото: автор

Если приглядеться, копия неточная: круглые полуколонны у входа заменены плоскими пилястрами более простыми в изготовлении. Хотя к чему я придираюсь! Это же не реставрация и не реконструкция. А что же это, кстати? Мемориальное панно, посвященное утраченной постройке? Или шкура убитого медведя на стене? В общем, непонятная какая-то мода.

7. Темников Александр Федорович (1948-2004)

Фото отсюда: http://www.tcx-samara.ru/galereya-pamyati/
Фото отсюда: http://www.tcx-samara.ru/galereya-pamyati/

Родился в городе Куйбышеве. В 1974 году окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. С 1984 года член Союза архитекторов России. C 1978 года заместитель главного архитектора и главный художник города Куйбышева (Самары). Участвовал в создании музея «Самара космическая», станций метро «Безымянка», «Спортивная», «Алабинская». Занимался благоустройством вертолетной площадки и бульвара по проспекту Ленина, созданием Аллеи трудовой славы по проспекту Юных Пионеров.

Но раз уж мы говорим об историческом центре Самары, то стоит вспомнить проект Александра Федоровича по реконструкции улицы Ленинградской с созданием пешеходной зоны. Несколько кварталов улицы превратились в настоящий бульвар со скамейками, клумбами, фонтанами и скульптурами.

Конечно атмосфера улицы изменилась. Иные чуткие души восприняли это негативно. Вот что писал самарский поэт Михаил Авдеев в 2007 году об улице Ленинградской (бывшей Панской):

Хорошо, что я не видел
Казнь моих карагачей,
Хорошо, что я не видел
Кровожадных палачей,
Что рубили по живому,
Надругаясь над Панской,
Поминанье по родному
Мне не выплакать строкой,
Не найти такого слова
Мне в самарском языке,
Чтобы слёзы от былого
Вдаль бежали по строке.
Хорошо, что не видали
Здесь глаза мои того,
Как карагачи лежали
С отсечённой головой.
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/leningradskaya_streets/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/leningradskaya_streets/

Понятно, что поэт оплакивал не деревья, а ушедшую эпоху. Однако деревьев на Ленинградской сейчас действительно не хватает. Их посадили во время реконструкции, но они еще не выросли. Тут уж ничего не поделаешь, нужно время.

А напоследок скажу, что не стоит возлагать всю ответственность за неудачи нашего градостроительства на архитекторов. Есть и заказчики, которые оплачивают проекты, и чиновники, которые дают разрешение на строительство, и потребители, которые создают спрос, покупая и арендуя недвижимость. Что же касается удач, то тут без архитекторов мы точно не обойдемся.

Спасибо, что дочитали!

Мне интересно узнать Ваше мнение о тексте. Если понравился, поставьте, пожалуйста, лайк . Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, прогулки по самарским улицам Фрунзе и Чапаевской.

Ваш Андрей Макаров