Фредди с юных лет увлекался музыкой. Первой на его способности обратила внимание тетя Шеру Хори, которая уговорила Боми и Джер Булсара подыскать сыну хорошего учителя. «Однажды, лет в девять, Фредди прибежал к нам на завтрак, - вспоминает она. – В доме работало радио, а когда мелодия закончилось, он сел к пианино и сыграл её. Я подумала, что должна организовать ему уроки музыки. У него был хороший слух». Позже Меркьюри сдал экзамены за 5 класс по теории и практике, а в 1958 году получил свой первый сертификат на школьном празднике. «Я занимался фортепиано в школе, и мне это нравилось. Это все благодаря моей матери. Она позаботилась о том, чтобы я не бросил», - признавался британский композитор. В школе Фредди организовал свою первую группу The Hectics , в которой играл на фортепиано.
В студенческие годы он с увлечением наблюдает за Джими Хендриксом, настоящей звездой своей эпохи. Пытаясь подражать образу американского исполнителя, Меркьюри покупает свою первую акустическую гитару. Вскоре выяснилось, что инструменту требуются дополнительные элементы для хорошего звучания. Новый приятель Фредди Тим Стаффел приобрел для гитары специальные порожки, которые позволяли отделять струны друг от друга, а также создавать нужный угол наклона при натяжении. Тем не менее музыкант чаще всего играл на рояле.
В 1969 году Меркьюри стал солистом ливерпульской группы Ibex, в которую входили гитарист Майк Берзин, ударник Мик Смит и бас-гитарист Джон Тейлор. Именно на концерте Ibex, проходившем в средней школе Уэйда Дикона, появился знаменитый микрофон Фредди. Во время шоу музыкант, как обычно, размахивал микрофонной стойкой, а когда её часть отвалилась, не смог прикрутить ее обратно. Тогда у группы не было дорожных техников, которые могли бы исправить оборудование, поэтому вокалист просто продолжил выступление. Вскоре необычный микрофон стал визитной карточкой британского исполнителя.
Меркьюри предложил группе сменить название на Wreckage , но это все равно не спасло коллектив от распада. Через некоторое время музыкант откликнулся на предложение группы Sour Milk Sea, которая искала нового солиста. На прослушивание, проходившее в городе Лезерхед, графство Суррей, он отправился в компании Роджера Тейлора. По словам присутствующих в зале, Фредди очень уверенно вышел на сцену, держа в руках свой микрофон Shure, в который спел несколько любимых песен. Кроме того, вокалист высказал несколько интересных идей, которые, по его мнению, принесли бы успех группе. Конечно, в Sour Milk Sea он был принят без колебаний. Со своей новой группой Меркьюри отыграл несколько концертов, но весной 1970 года коллектив распался. Следующей командой Фредди стала группа Smile, которую только что покинул Тим Стаффел. Позже они сменили название на Queen , а также нашли постоянного бас-гитариста. Там Меркьюри играл на фортепиано и тамбурине, а также был ведущим вокалистом.
Считается, что первой песней Фредди, в которой он продемонстрировал свои навыки игры на пианино, стала «My Fairy King» с дебютного альбома группы. В эту же пластинку вошла и композиция «Liar», которая стала одной из немногих песен, где музыканты использовали орган Хаммонда.
Иногда за фортепиано садился Брайан. Впервые это произошло, когда Queen записывала в студии мелодию «Father to Son» для своего второго альбома. На концертах Мэй начинал на клавишных и композицию «Save Me», а когда приходил черед гитарного соло, его подменял Фредди.
Меркьюри также придумал гитарные риффы для песни «Death on Two Legs (Dedicated to…)», которые впервые наиграл на фортепиано.
Фредди никогда не считал себя выдающимся пианистом, поэтому со временем Queen стали приглашать в турне сессионных клавишников. Однако коллеги оценивали его игру совершенно иначе. «Фредди был прекрасным пианистом, - считает Брайан Мэй. - Великолепным, иногда недооцененным даже самим собой. Его манера исполнения серьезно отличалась от классической, которой учат в музыкальных школах, но она была очень мошной и вместе с тем грациозной, совсем, как и он сам. У него был замечательный ритмический подход. Он мог безошибочно вести группу вперед».
Во время записи диска «The Game » и песни « Crazy Little Thing Called Love» Меркьюри вновь взял в руки гитару. Он сразу предупредил: «Я не умею играть на гитаре, но это не имеет значения». За инструментами вокалиста Queen следил Питер Хинс, главный роуди группы. «" Crazy Little Thing Called Love " – единственная песня, в которой Фред на сцене играл на гитаре. Сначала это была 12-струнная акустическая гитара Ovation , один из запасных инструментов Брайана. Позже он сменил её на белый «Телекастер», с котором пробовал выступать на гастролях « Hot Space » 1982 года. Получилось не слишком хорошо – он сказал, что гитара слишком тяжелая. Этот «Телекастер» действительно весил почти как «Лес Пол», так что после нескольких концертов Фред снова стал играть на акустической гитаре».
Для гастролей «The Works» главный техник подобрал для Меркьюри более удобную белую гитару Fender Telecaster, с которой он позже выступал на европейских концертах «Magic».
Неотъемлемым элементом сценического оборудования Фредди был микрофон Shure 565 D с верхней частью штатива. Перед масштабным туром «Magic» для фронтмена Queen подобрали специальный беспроводной микрофон Sony , который по форме значительно отличался от предшественника. Микрофон был красивого черного цвета, и выглядел значительно длиннее и толще, нежели классический Shure.
В первые годы у музыканта не было постоянного рояля. В туре «A Night at the Opera» он играл на Steinway и Bechstein IV (например, на концерте в Hammersmith Odeon). На гастролях «A Day at the Races» Фредди арендовал фортепиано Bösendorfer (Хьюстон) и Steinway D 1972 года (Европа). На последнем он также играл в турах «Jazz», «Crazy», «The Game» и «Hot Space». На концертах «The Works» вокалист сменил рояль на более современный аналог D 8.
В турах Queen использовались и другие клавишные, но обычно на них играли сессионные музыканты.