Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!
ШРБ-4 – название, которое вызывает ностальгию у многих автомобилистов, особенно получивших этот статус в советское время.
А как у вас? Слышали про ШРБ-4?
Что это за продукт и почему когда-то он был столь популярен? Давайте разбираться.
История появления и состав смазки ШРБ-4
Появление смазки ШРБ-4 было предопределено развитием отечественного автопрома.
В 70-х годах прошлого века отечественный автогигант «АвтоВАЗ» начал выпускать переднеприводные автомобили ВАЗ, а Запорожский автозавод (ЗАЗ) ввел в свой модельный ряд «Таврию», появилась необходимость в использовании специализированной смазки для таких важнейших деталей машин как шарниры равных угловых скоростей.
Передняя подвеска новых автомобилей стала более сложной – на смену шкворням пришли шаровые опоры, которые также нуждались в смазывании.
По составу и технологии производства советская смазка для шарниров стала аналогом итальянской FIAT KB-521. Первые образцы ШРБ-4 выпускались на Бердянском опытном нефтемаслозаводе с использованием отечественных компонентов.
На фоне традиционных литиевых и графитовых смазок, применяемых в автомобильной промышленности, ШРБ-4 стала настоящим прорывом советских химиков.
Когда «балом правили» солидолы и технический вазелин, ученые предложили в качестве комплексного мыла-загустителя использовать барий, дополняя его свободными кислотами для придания лучшей пластичности.
Основной смазки было традиционное для многих продуктов того времени индустриальное масло И-20А.
Полученный состав имел (и имеет сейчас) равномерный светло-коричневый цвет и волокнистую пастообразную консистенцию. По международной классификации смазка соответствует категории вязкости NLGI 2.
После банкротства Бердянского завода и продажи его активов новым собственникам ШРБ-4 начала выпускать компания Агринол (Agrinol). В России ее производят Эксперт-Ойл, Белебеевский завод Автокомплект (БЗАК) и некоторые другие предприятия.
Возможно, вы видели эти смазки и даже пользовались ими? Пишите о своем опыте в комментариях!
Достоинства смазка
В качестве основных достоинств ШРБ-4 отмечают:
- Отличную адгезию
- Водостойкость
- Хорошие противозадирные свойства
- Высокую температуру каплепадения (около +200 °С)
- Нейтральность к пластикам и резинам
- Достаточно широкий диапазон рабочих температур: -40…+130 °С
- Низкую стоимость (около 200 руб. за 400 г.)
Главным преимуществом ШРБ-4 считалась долговечность: в советское время смазку закладывали в шаровые шарниры подвески и рулевого управления автомобилей ВАЗ и ЗАЗ на конвейере, после чего ее уже не меняли.
Сегодня смазки в шарниры закладывают крайне мало или используют материалы ненадлежащего качества, что исключает надежную и длительную защиту узлов. Некоторые производители поступают так намеренно, чтобы увеличить объемы продажи запчастей.
Аналоги ШРБ-4
С точки зрения химического состава аналогов у ШРБ-4 нет. Однако теоретически этот материал может заменить любая смазка, загущенная барием.
В качестве альтернативы некоторые специалисты предлагают литиевые (тот же Литол 24 или импортные смазки) и молибденовые составы.
Актуальность смазки для шарниров сегодня
Предназначение смазки ШРБ-4 на сегодняшний день не поменялось, а область применения не расширилась. Продукт используется для ШРУСов, шаровых шарниров передней подвески и рулевых наконечников автомобилей ВАЗ и ЗАЗ.
Однако, учитывая ограниченный доступ к перечисленным узлам на новых автомобилях, востребованность смазки среди современных автовладельцев невысока.
Заполнить шаровую опору ШРБ-4 в гаражных условиях могут только обладатели машин с тавотницами – пресс-масленками, в которые из шприца вводится смазка.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Еще больше интересного найдете на нашем сайте