Найти тему

Легендарные смазки из СССР: ШРБ-4

Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики!

ШРБ-4 – название, которое вызывает ностальгию у многих автомобилистов, особенно получивших этот статус в советское время.

А как у вас? Слышали про ШРБ-4?

Что это за продукт и почему когда-то он был столь популярен? Давайте разбираться.

Смазка ШРБ-4
Смазка ШРБ-4

История появления и состав смазки ШРБ-4

Появление смазки ШРБ-4 было предопределено развитием отечественного автопрома.

В 70-х годах прошлого века отечественный автогигант «АвтоВАЗ» начал выпускать переднеприводные автомобили ВАЗ, а Запорожский автозавод (ЗАЗ) ввел в свой модельный ряд «Таврию», появилась необходимость в использовании специализированной смазки для таких важнейших деталей машин как шарниры равных угловых скоростей.

Передняя подвеска новых автомобилей стала более сложной – на смену шкворням пришли шаровые опоры, которые также нуждались в смазывании.

По составу и технологии производства советская смазка для шарниров стала аналогом итальянской FIAT KB-521. Первые образцы ШРБ-4 выпускались на Бердянском опытном нефтемаслозаводе с использованием отечественных компонентов.

На фоне традиционных литиевых и графитовых смазок, применяемых в автомобильной промышленности, ШРБ-4 стала настоящим прорывом советских химиков.

Когда «балом правили» солидолы и технический вазелин, ученые предложили в качестве комплексного мыла-загустителя использовать барий, дополняя его свободными кислотами для придания лучшей пластичности.

Основной смазки было традиционное для многих продуктов того времени индустриальное масло И-20А.

Полученный состав имел (и имеет сейчас) равномерный светло-коричневый цвет и волокнистую пастообразную консистенцию. По международной классификации смазка соответствует категории вязкости NLGI 2.

Внешний вид смазки ШРБ-4
Внешний вид смазки ШРБ-4

После банкротства Бердянского завода и продажи его активов новым собственникам ШРБ-4 начала выпускать компания Агринол (Agrinol). В России ее производят Эксперт-Ойл, Белебеевский завод Автокомплект (БЗАК) и некоторые другие предприятия.

Возможно, вы видели эти смазки и даже пользовались ими? Пишите о своем опыте в комментариях!

Достоинства смазка

В качестве основных достоинств ШРБ-4 отмечают:

  • Отличную адгезию
  • Водостойкость
  • Хорошие противозадирные свойства
  • Высокую температуру каплепадения (около +200 °С)
  • Нейтральность к пластикам и резинам
  • Достаточно широкий диапазон рабочих температур: -40…+130 °С
  • Низкую стоимость (около 200 руб. за 400 г.)

Главным преимуществом ШРБ-4 считалась долговечность: в советское время смазку закладывали в шаровые шарниры подвески и рулевого управления автомобилей ВАЗ и ЗАЗ на конвейере, после чего ее уже не меняли.

Шарнир со смазкой ШРБ-4
Шарнир со смазкой ШРБ-4

Сегодня смазки в шарниры закладывают крайне мало или используют материалы ненадлежащего качества, что исключает надежную и длительную защиту узлов. Некоторые производители поступают так намеренно, чтобы увеличить объемы продажи запчастей.

Аналоги ШРБ-4

С точки зрения химического состава аналогов у ШРБ-4 нет. Однако теоретически этот материал может заменить любая смазка, загущенная барием.

В качестве альтернативы некоторые специалисты предлагают литиевые (тот же Литол 24 или импортные смазки) и молибденовые составы.

Актуальность смазки для шарниров сегодня

Предназначение смазки ШРБ-4 на сегодняшний день не поменялось, а область применения не расширилась. Продукт используется для ШРУСов, шаровых шарниров передней подвески и рулевых наконечников автомобилей ВАЗ и ЗАЗ.

Однако, учитывая ограниченный доступ к перечисленным узлам на новых автомобилях, востребованность смазки среди современных автовладельцев невысока.

Заполнить шаровую опору ШРБ-4 в гаражных условиях могут только обладатели машин с тавотницами – пресс-масленками, в которые из шприца вводится смазка.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Еще больше интересного найдете на нашем сайте