Если прогуливаясь по Садовой, повернуть на «Патриаршие», то сиюминутно выйдем на перекресток ул. Малой Бронной и Ермолаевского переулка. И вот незадача, мы не увидим трамвая и не упремся в турникет. Но будьте осторожны, смотрите под ноги…Аннушки не дремлют, да и вновь уложенная тротуарная плитка скользкая!
По роману Булгакова здесь когда-то давно проходили трамвайные пути и был установлен турникет, растяпа Аннушка разлила прямо под турникетом подсолнечное масло и…
«Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. ...Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. ...Это была отрезанная голова Берлиоза».
И что же Вы думаете, у Аннушки-Чумы (соседи дали ей такое прозвище) был прототип – причем практически не отличающийся от книжного образа. Это была соседка Булгакова, бич всей коммунальной квартиры №50 – склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, известная также под прозвищем «дура с Садовой».
Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры №48, где и проживала эта Аннушка. Кроме того, и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал.
В 2006 году булгаковскому музею была подарена чудом уцелевшая фотография Аннушки-Чумы, грозы коммуналки – возможно, единственная в мире. Фотографию подарил ее правнук, адвокат, живущий в Швейцарии
Маленькую фотокарточку, сделанную то ли для паспорта, то ли для иного документа, сотрудники музея увеличили и торжественно повесили в кухне коммуналки-музея, в родной Аннушке стихии.
Трамвай-призрак
Ну с Аннушкой более-менее разобрались, а кто разобрал трамвайные пути?
Знатоки Москвы и творчества Булгакова до сих пор «ломают копья» и спорят о расположении трамвайных путей на Патриарших прудах.
Известно (судя по архиву транспортных схем 20-х гг.), что пассажирской трамвайной ветки здесь не было, однако в ряде булгаковедческих публикаций приводятся справки о временной грузовой линии, а также о неофициальном депо, куда летом приходили пассажирские трамваи для разгрузки основных линий. Любители мистики методом «биолокации» даже находили следы рельс.
Бытует мнение, что небольшой под старину павильон с колоннами, установленный на берегу Патриаршего пруда со стороны Спиридоновки, косвенно подтверждает, что трамвайная линия предполагалась.
Архитектору Давиду Хазанову, который проектировал это здание в 1939 году, его заказал Трамвайтрест. В деревянном здании на Патриарших прудах, обозначенном как “павильон-грелка” должны были греться вагоновожатые трамваев, кондукторы, замерзшие в ожидании пассажиры.
Вероятно, Булгаков связал воедино художественный вымысел, реальных людей и выплеснул их на настоящие Московские улицы, хотя слегка и передвинул трамвайные пути с других прудов с Чистых.
Турникеты и трамвайные пути были на Прудах. Только не на Патриарших, а на Чистых. Посмотрите на снимок. Здесь есть все, что мы ищем: рельсы, трамвай, турникет, светящаяся надпись: "Берегись трамвая", булыжная мостовая…а что это за женщина стоит у турникета и что у нее в руках?
Трамваев действительно надо было опасаться. В 20-е годы, действительно, люди часто гибли под колесами трамваев.
А трамвай под литерой «А», такой родной и особо любимый москвичами и сейчас бороздит просторы столичных улиц и бульваров.
Сегодня некоторые трамваи с обозначением «Аннушка» ходят как экскурсионные. В них также оборудованы ресторан (кафе, трактир), в котором проводят корпоративные праздники или отмечают торжественные события.