Увидевший свет в бородатом 1965-м году роман мгновенно обзавелся армией фанатов, однако в те годы на книгу навесили ярлык неэкранизируемой. Изначально перенести историю противостояния Великих Домов на экран было сложно выполнить чисто технически, затем, после успеха саги Джорджа Лукаса, многие светлые головы в Голливуде стали рассматривать «Дюну» именно в качестве конкурента «Звездным Войнам».
К слову, нынешнюю ленту Дени Вилнёва так же упорно позиционируют как «Звездные Войны», только лучше». Впрочем, при бредовости и грандиозном провале последней трилогии, лучше стать будет не так уж и сложно. Вопрос в другом. Получится ли сделать вообще что-то внятное. Судя по трейлерам, выглядит всё эпично, бодро и красиво, однако и обманывались мы уже не раз и не два, правда? А если учесть, какие мастодонты брались за «Дюну» и терпели фиаско, провалу Вилнёва не сильно-то и удивишься.
Первая попытка экранизации романа Фрэнка Герберта превратилась в историю о самом легендарном неснятом фильме, вторая попытка осталась практически незамеченной ни критиками, ни фанатами, третья считается самой провальной картиной Дэвида Линча. Ждем четвертую.
Вообще в «Дюну» принято не верить. В свое время Фрэнку Герберту отказали более двадцати раз, когда он пытался пристроить рукопись в издательства. В итоге, рискнуть решились лишь Chilton Books – издательство, до этого выпускавшее исключительно руководства по ремонту автомобилей. Понимаете масштаб трагедии?
Совершенно неожиданно для всех отказавшихся двадцати издательств, на следующий же год роман получил обе главные премии в фантастике – и «Небьюлу», и «Хьюго». Тиражи переваливают за миллионы, роман приобретает статус культового, а Голливуд спохватывается, что экранизации до сих пор нет.
В 1971-м году Артур Джейкобс приобретает права на экранизацию. Мужик был достоин доверия – до этого он блестяще реализовал «Планету обезьян». Бюджет выделили в 15 миллионов, а в режиссерское кресло сел Дэвид Лин. Почему он? Да потому что пик карьеры режиссера пришелся на середину 60-х, а славился он как раз постановкой эпических полотен. Если говорить сухими фактами, то с 1957-го по 1970-ый, Дэвид Лин снял 4 картины, которые завоевали 21 Оскар. Не хило, правда? При таких раскладах, кто, если не он? Не он.
Получается, при таком режиссере, акцент должен был быть на битвах Добра и Зла на фоне песчаных красот. Там вряд ли нашлось бы место политическим игрищам, идеям избранности и наркотикам.
Так или иначе, «Дюна» Дэвида Лина так и не увидела свет – в 1973-м году продюсер умер, а реализовывать проект без него режиссер не стал.
Далее начинается самое интересное, поскольку за экранизацию берется чилиец Алехандро Тодоровски. Всё, к чему прикасался режиссер, отдает легким галлюциногенным эффектом – один только Сальвадор Дали в роли императора и Мик Джаггер – Фейд-Раута чего стоят. И да, музыка от Pink Floyd , куда же без нее.
На самом деле, для того периода киноиндустрии, Ходоровски был идеальной фигурой в кресле режиссера такого полотна, как «Дюна», поскольку он как раз специализировался на сюрреализме и псевдорелигиозных движениях, а дружба с Джоном Ленноном, который спонсировал его культовую «Священную гору», могла помочь уговорить любую фигуру тогдашнего шоубиза. А идеи, витавшие тогда в воздухе, благодаря тем же Леннону, Джимм Хендриксу, Джиму Моррисону и «Пинк Флойд», давали чилийцу полный карт-бланш, он мог снимать вообще всё, что захочет: наркотические трипы, йогу, избранность и желание изменить мир, религиозные культы, алхимию, гадания – всё, что угодно, ведь те, кто считал себя интеллектуалами и эстетами, съели бы всё.
В итоге, в нереализованную картину вложили два миллиона долларов, а проект взял, да и развалился. Причина прозаична – деньги. Продюсеры просто не смогли бы потянуть бюджет киноленты. А перепродать в Голливуд французские продюсеры не смогли, поскольку революционер Ходоровски насчитал 10-14 часов хронометража будущего фильма и уменьшать количество времени отказывался наотрез. Чилиец был гением сюрреализма, а «Дюна» - лучший его фильм, ведь он существует только в нашем воображении…
В 1977-м права на экранизацию выкупает известный всему миру Дино Де Лаурентис. Двумя годами позже, сразу после триумфального «Чужого» продюсер привлекает к работе над картиной Ридли Скотта. Скотт пригласил культового дизайнера того же «Чужого» Ханса Гигера. На тот момент у режиссера на руках было два сценария будущей картины – написанный лично Фрэнком Гербертом и заказанный Ридли Скоттом у Руди Вурлитцера. Естественно, сценарий Вурлитцера был режиссеру более по душе, однако автора саги Фрэнка Герберта приводил в полное бешенство. Во-первых, сценарист очень сильно упростил историю, подав всё в лоб, а во-вторых, увлекся идеей любви главного героя к свей матери, и всё в совокупности подливало масла в огонь ярости Герберта.
Однако Ридли Скотт так и не снял свою «Дюну» - 1980-м году у него умер брат. Это настолько выбило режиссера из колеи, что он пришел к продюсеру и заявил, что тот может делать с «Дюной» всё, что захочет.
Переходим от экранизаций мифических к первой реальной. Первым режиссером, осилившим «Дюну», стал великий и ужасный Дэвид Линч. Правда, его «Дюна» не получилась как раз оттого, что в 1984-м Линч был не столь велик и ужасен, чтобы противостоять продюссерскому дуэту Дино Де Лаурентиса и его дочери Рафаэллы. Нет, фильм получился очень неплохим. Однако это совсем не та картина, которую снимал Линч, ведь стервятники-продюсеры искромсали вообще всё, что сделал режиссер. Линч дал им себя прогнуть, а когда понял, что потерял контроль над проектом, сильно заболел, поскольку то, что получалось, казалось ему чудовищным. В итоге, Линч признается, что не помнил, как заканчивал работу над картиной. Де Лаурентис хотели сделать из классного типичного линчевского фильма коммерческий проект. Из трехчасовой картины оставили 137 минут, причем процесс кастрации ленты проводился без участия Линча.
И знаете, даже в таком вот кастрированном виде «Дюна» Дэвида Линча точно не провал. Кино это атмосферное, по-своему красивое, со своими образами, которыми Дэвид Линч и славится… По крайней мере, атмосфера «Дюны» книжной в фильме сохранена.
После этого в 2000-м году вышел 1 сезон сериала. Он получился ни плохим, ни хорошим – безвкусным…
И вот под таким вот чудовищным гнетом к работе приступил Дени Вильнёв… Новая надежда Голливуда, как громко называли режиссера после переосмысления «Бегущего по лезвию». Да, раз за дело взялся Вильнёв, можно быть спокойным как за визуальную составляющую, так и за психологизм. Кроме того, он относится к той категории режиссеров, которые точно не отдадут ленту на растерзание продюсеров.
Самый первый ход, который сразу понравился всем без исключения – это отвержение попыток объять необъятное и впихать невпихуемое. Вильнёв сразу предупредил, что это будет не один фильм. Ход вполне логичный, однако до него никто из режиссеров так к этому и не пришел. Режиссер в интервью вообще заявил, что согласился взять проект только при условии, что это будет не одна картина.
Не знаю, насколько получится у Дени Вильнёва воплотить все идеи своей команды, однако ожидания от картины пока самые максимальные – хочется всего и по всем фронтам. Ну, вы меня понимаете… Кстати, как думаете, получится у молодого режиссера?
Понравилась статья? Тогда отправляй свой спайсовый ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут много интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи. Обнял-приподнял.