Найти в Дзене
Web Creator

Ошибки при разработке сайтов: отсутствие аналитики и развития после запуска

То, что сайт разработан и запущен, еще не означает, что можно больше ничего не делать и продажи резко пойдут вверх. Впереди еще много работы.

Во-первых, непосредственно перед запуском проект надо протестировать на реальных пользователях и исправить выявленные проблемы. Не в плане работоспособности всех функциональных элементов (естественно, что корректная их работа должна быть обеспечена), а в плане простоты выполнения стоящих перед пользователями задач. Как это можно сделать?

Самый простой и наименее затратный способ — это попросить своих знакомых, друзей или родственников протестировать сайт. Важно не ставить перед ними задачу вида: «Посмотри мой сайт, походи по нему и скажи как он тебе». Результатом такой постановки задачи будут просто необоснованные критика или восхищение сайтом. Вы должны перед каждым человеком поставить какую- то одну конкретную задачу, например: «выбрать и купить товар», «выяснить условия сотрудничества», «оформить подписку» и др. Далее смотреть за действиями и фиксировать моменты, с которыми возникли проблемы. Соответственно, после понимания проблемных мест попытаться их исправить. Поэтому попытайтесь понять проблемные места сайта хотя бы после его создания, а далее приложите все усилия к улучшению сайта.

Более затратные, но и более эффективные методы — это тестирование на фокус-группах, относящихся к целевой аудитории. Формат примерно тот же, но полученные данные обычно более объективные — знакомые и друзья часто не относятся к целевой аудитории сайта, к тому же часто на их действия и отзывы накладывает отпечаток личные взаимоотношения.

Еще хорошо себя зарекомендовала разработка интерактивных прототипов сайта еще на этапе проектирования сайта и тестирование взаимодействия на них. Но если рассматривать большинство проектов, то редко кто этим будет заниматься при проектировании сайта (на полноценное прототипирование обычно просто не выделяется бюджет).

Во-вторых, как минимум в первый месяц после запуска нужно анализировать данные о поведении пользователей на сайте, выявляя сложности в работе сайта и исправляя выявленные таким образом недочёты. По отчётам Яндекс Метрики и Google Analytics можно составить очень хорошее представление о реальном поведении целевой аудитории на вашем сайте. Хорошо работает A/B-тестирование — отображение на сайте для разных пользователей различных вариантов отдельных блоков сайта и последующее сравнение эффективности. Например, половине аудитории показываем красную кнопку "Купить", а второй половине — зелёную. И сравниваем продажи. Если отклонения существенные, то оставляем для всех тот вариант, который показал лучшие результаты. Оба метода очень хорошо зарекомендовали себя в повышении конверсии сайтов .

В-третьих, надо работать над привлечением аудитории и над содержательной частью сайта. Если вы создали сайт и считаете, что продажи сразу вырастут — вы ошибаетесь. Сайт — это всего лишь инструмент, без посещаемости толку от него ноль. Поэтому обязательно нужно продумать каким образом вы будете приводить трафик на сайт. Это могут быть и поисковая оптимизация, и контекстная реклама, и партнерская сеть, и баннерная реклама, и внешняя реклама со ссылкой на сайт и так далее. Важно продумать бюджет, так как зачастую он в разы или в десятки раз превышает стоимость создания сайта (если, например, брать период за год). Помимо увеличения посещаемости сайта важно планировать бюджет на написание и размещение контента, т.к. развитие самого сайта, во-первых, важно для поисковых систем, а, во-вторых, для самих посетителей, чтобы они возвращались к вам снова и снова.