И городу и пассажирам удобно когда маршруты постоянны, когда много лет автобус или трамвай много лет ходит через одни и те же остановки примерно с одинаковым интервалом. Идеально в этом смысле метро. Никаких сюрпризов. Иногда разве что какая-то экстремальная ситуация тормозит движение на какой-то части ветки, но, к счастью, они быстро разрешаются.
На моей памяти за 30 лет пользования метро коллапс, по другому не назовешь, случился только один раз – метро просто перестало работать. Авария на ЛЭП заставила весь город изрядно понервничать, создав ситуацию предапокалипсиса.
Интернет напомнил мне, что это случилось в мае 2005 года. На работу многие успели доехать, а в процессе рабочего дня начались проблемы с напряжением на линиях метрополитена. Метро встало. Людей эвакуировали из поездов и со станций. Авария с подачей электричества была столь существенна, что и наземный транспорт частично встал – трамваи и троллейбусы тоже остановились.
Я работала, когда это случилось, у нас в здании было электричество, и мне казалось что закрыть метро невозможно. Ну, случились проблемы, вот-вот их решат. Однако это вот-вот очень затянулось. В тот же день не только не заработало метро, но и остальной транспорт не спасал положение. Некоторые светофоры тоже отключились, чем добавили неразберихи, создали пробки в самых неожиданных и ненужных местах.
Когда я выходила с работы, мне казалось, что даже если метро еще не заработало, то я доеду как-то по-другому. Но когда я до метро дошла и обнаружила, что оно таки не работает, а также заодно стоит в пробке весь ближайший проспект, я несколько испугалась. Конечно, можно дойти до дома и пешком, но расстояния в Москве нешуточные, и идти с работы домой можно долго.
Сотовые телефоны, конечно, уже были распространены, но не так как сегодня. Да и сотовая связь в этой аварии пострадала также.
Интересно, что я не помню как добиралась домой. Наверное какими-то автобусами или маршрутками, потому что таксисты воспользовались случаем и задрали цены так, что даже долгая дорога казалась лучшим вариантом.
Уже на следующий день метро заработало и наземный транспорт восстановился, но чувство бессилия и непонимания осталось надолго. Даже сейчас, когда я вспоминаю, как это было, я вспоминаю панику – что же делать? – а вовсе не прогулку по Москве майским вечером.