Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала. Меня зовут Кирилл и этой статьей я хочу открыть новую рубрику на канале, которую решил назвать незатейливо - "Мысли вслух". В ней я буду высказывать свои мысли об этом виде автотуризма основанные на личном опыте или опыте лично знакомых мне людей. Надеюсь смогу быть полезным. И как вы уже поняли из названия, разговор пойдет о перспективах развития караванинга в нашей стране.
Стаж в караванинге у меня небольшой. Всего три года. Общаясь на профильных форумах с корифеями этого вида автотуризма которые начинали караванить ещё 15 и 20 лет назад, когда такая техника на наших дорогах была сродни марсоходу, я всегда удивлялся смелости этих людей. Они действительно были первопроходцами и открывали караванинг для страны своим примером показывая, что это возможно в принципе, не смотря ни на что! Многое делали на технике своими руками проявляя недюжинную смекалку и прикладывая золотые руки. Доставать запчасти тогда можно было только зная нужных людей или поехав в забугорье самостоятельно. Они создавали первые интернет-сообщества и щедро делились знаниями с новичками об особенностях такого отдыха и эксплуатации техники.
И сейчас, усилия этих смелых энтузиастов, увенчались успехом! Караванинг развивается у нас вполне достойными темпами. Множество площадок по всей стране предлагают к продаже караваны и автодома. Выбор которых довольно разнообразен. При желании привезут под заказ любую технику. Появилось много магазинов по продаже запчастей и аксессуаров. Много мастеров и специализированных производственных фирм создают свои модели караванов, модулей для пикапов и автодомов под заказ для клиентов любого достатка. Я уже не говорю про количество выпускаемого про караванинг интернет-контента.
Несколько довольно известных контор готовы предоставить на прокат технику для караванинга любого калибра и ценового сегмента. И всё это в относительной доступности даже в регионах, не говоря уже про столицы.
Причины такого бума караванинга в нашей стране, на мой взгляд, следующие:
1. Желание людей иметь выбор как потратить свои деньги в путешествии.
Один довольно состоятельный человек, во время нашего с ним общения возле караванов, на мой вопрос: - а зачем ему все это, ответил предельно откровенно. Ты знаешь, сказал он мне, надоело что на тебе все наживаются и тебя постоянно пользуют. Рейсы на самолет могут отменять по нескольку раз, менять время вылета и сами лайнеры. При этом, всегда кто-то, всё решает за тебя. В какую гостиницу тебя разместить и в какое время тебе подать ужин и что на ужин... А ты в это время - никому не нужный заложник ситуации. При этом оплативший весь этот чужой банкет. А с караваном я всегда дома. Относительно медленно, но уверенно, я еду туда, куда мне надо. И это зависит только от меня. А когда понимаешь, что на этом ты еще и экономишь, то выбор становится предопределен!
2. Многие жители мегаполисов да и просто крупных городов со временем становятся социопатами. Это не негативная характеристика современных нравов, а обычная повседневная реальность. Живя скученно в бетонных городских коробках и в бешеном ритме, человек быстро устает и выдыхается. Ему хочется тишины и уединения. Просто посидеть у костра на берегу реки, в окружении семьи - это уже роскошь. А караванинг всё это предоставляет априори. Сел в машину - и ты в отпуске. Нет вокзалов, вагонов, тесных купе с чужими людьми и очередью в туалет, нет очереди для регистрации на рейс и накопителя, с душным автобусом и орущими младенцами. Нет чемоданов, багажных полок, пыльных багажников автобусов, швыряющих сумки грузчиков и бесконечных ступеней мостовых переходов. Есть ты, твоя семья, твой туалет, твоя любимая кружка с подушкой, удобное кресло надежного автомобиля и целый мир вокруг. И только ты решаешь кто и когда пересечет границы твоего мира! И всегда только ты решаешь каким будет вид за окном и кто будет в этот момент рядом.
3. Ритм поездки в караванинге тоже задаешь только ты сам. Конечно, это приходит с опытом и получается принять и познать не с первого и даже не со второго раза. Но когда это получается познать, тогда приходит Дзен... Время останавливается. Ты просыпаешься когда выспишься, а засыпаешь когда хочешь спать. Обязательств нет. Нет ждущих тебя отельеров, нет забронированных пересадочных рейсов, нет оплаченных экскурсий и предоплаченных автомобилей. Есть желание познавать и видеть мир во всем его многообразии своими глазами в своем ритме.
4. Безопасность. Ты всегда знаешь в каком состоянии водитель за рулем твоего автомобиля и в каком состоянии сам автомобиль. Ты сам выбираешь продукты для своей семьи и готовишь то, что любишь или подходит тебе по состоянию здоровья. Найти волос в своей тарелке шанс минимальный. А если это случилось, то можно с большой долей вероятности определить чей это волос... Ты точно знаешь, что лежит в твоей тарелке и налито в твоей кружке. И что тарелка и кружка чистые... И при этом не ждешь когда принесут хлеб. Если ты хочешь чай с сахаром и с лимоном, то это будет именно он! Твой туалет всегда чист, не занят и в нем всегда есть мыло. И в любом месте и в любое время ты можешь принять душ!
Если люди вокруг по какой либо причине тебя не устроят, или обстановка начнет быстро меняться, а последствия ее развития будут малопредсказуемы, то всё, что тебе нужно, это сесть за руль и пустить двигатель...
5. Комфорт. Меняются пейзажи за окном, мелькают города, страны и часовые пояса. Но спишь и ешь ты всегда ДОМА! No commens...
6. Твои лохматые и пушистые друзья, которые и не друзья уже вовсе, а полноправные члены семьи могут путешествовать вместе с тобой. И их не надо показывать строгой тете или сдавать в багаж. Они привычно на твоих коленях или уютно свернулись в ногах и мило сопят смешно подергивая лапой во сне...
И на фоне этих достоинств заморочки с подготовкой техники к поездке, вникание в массу технических вопросов, вечный поиск воды, ровной площадки и необходимость просчитывать траекторию в поворотах кажутся не такими уж и сложными.
И это только то, что лежит на поверхности и до чего можно дотянуться мыслью совсем не вникая в глубь и в ширь.
А если посмотреть на караванинг с точки зрения государства, то и здесь видна большая выгода. У нас очень короткий туристический сезон из-за климата. И огромные, слабо заселенные пространства. А богатая история, культура, удивительная по красоте и разнообразию ландшафтных зон природа, предоставляют огромный выбор времяпрепровождения на любой вкус!
Строить капитальные объекты инфраструктуры в условиях короткого сезона и малой заполняемости просто не целесообразно. А вот оборудование кемпинга для караванов и автодомов рядом с популярными (и не очень) туристическими и рекреационными объектами обходится на порядок дешевле, а экономический эффект довольно значителен. Мы были на Байкале. Мы были на Японском море и в Крыму. Эти места просто предназначены для туристов-караванеров! Кемпинговых площадок там не хватает катастрофически!
Караваны и автодома это довольно сложная техника, которая требует к себе соответствующего отношения. Массовое наличие у людей такой техники создает целую отрасль экономики со стабильным спросом и предложением.
Возможность относительно недорого оборудовать рекреационный объект на отдаленной территории необходимой площадкой и, тем самым, привлечь дополнительные средства от туризма, заставит регионы строить достойные дороги для подъезда к красивым местам. Со временем выбор разнообразных площадок для автотуристов-караванеров будет просто огромен! А отдаленность и безлюдность территории станут не проклятьем, а ресурсом для развития и стабильным источником доходов для живущих там людей.
Как живой пример из собственных наблюдений могу привести такой факт: за сто сорок суток путешествий с караваном и 40 тысяч километров пробега нам удалось посетить несколько кемпингов специально оборудованных для приема караванов и автодомов и только в трех из них нам действительно понравилась. Но каждый год их появляется всё больше и больше, а отзывы о кемпингах полнятся добрыми отзывами хорошо отдохнувших караванеров. Всё больше предприимчивых людей берут инициативу в свои руки и оборудуют специализированные площадки, тем самым обеспечивая себе преимущество в привлечении платежеспособных клиентов.
Это очень специфический вид автомобильного туризма. И подойдет далеко не каждому. И те, кто провожая взглядом автопоезд крутит пальцем у виска, конечно тоже по своему правы. Но это однозначно стоит того, чтобы попробовать.
Многие могут сказать, что караванинг прекрасен именно возможностью стоять в автономке в диких и безлюдных местах. Забраться подальше и иметь в условной "тайге" комфорт городской квартиры. Всё это так. Но это пока...
Сейчас количество такой техники у нас в стране мизерно. И для государства интереса не представляет. Но темпы развития этого вида автотуризма и интерес граждан к нему дают основания предполагать, что слон, в лице государства, скоро вломится в эту посудную лавку эксклюзивного фарфора и безжалостно потопчет всю казацкую вольницу своими тяжёлыми лапами...
Хорошо это или плохо? Как всегда палка о двух концах. Но опыт стран, в которых караванинг уже достаточно развит, говорит о том, что это неизбежно. И это не ведет к стагнации отрасли или ее краху. Всё с точностью наоборот. Развивается и процветает. Европа и Америка завидуют отсутствию правил и ограничений для караванинга в нашей стране и нашим возможностям ехать куда глаза глядят и стоять где душе угодно! А вдруг нам повезет (ну дайте помечтать) и ограничения для нас будут минимальными...
Резюмируя мои значительно растекшиеся по древу мысли, хочу поблагодарить всех, кто стоял у истоков развития караванинга в нашей стране и призвать тех, кто сомневается в том, что это здорово, взять караван или автодом в аренду и попробовать всё самому.
Ну, а если совсем сомневаетесь, то хотя бы почитать мои рассказы о путешествиях нашей семьи с караваном по просторам страны. Шишки и синяки набитые в этих поездках я описал без утайки. И проблемы такого отдыха я тоже скрывать не стал. Пусть каждый решит всё для себя сам. Удачи!
Первая поездка с караваном в Крым.
На Дальний Восток с караваном.
Поездка по историческим местам страны и немного моря!
Ждем от Вас оценки рассказа и подписки на канал!
Всем Добра и исполнения желаний!