О том, что в Новосибирске может появиться городская электричка, в региональном правительстве заговорили в 2014 году, когда началось развитие железнодорожной инфраструктуры в южном направлении. Теперь же региональный Минтранс сообщил, что вопросом развития железнодорожного сообщения между вокзалом Новосибирск — Главный и аэропортом начинает заниматься специальная рабочая группа.
По данным РБК , эта группа займется разработкой технико-экономического обоснования проекта «Городская железная дорога», содержащего показатели коммерческой, бюджетной, социально-экономической эффективности, с привлечением представителей Минтранса Новосибирской области, мэрии Новосибирска, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения. По итогам рассмотрения вопросов в рамках мероприятий.
Городская электричка — довольно распространенный вид рельсового транспорта в Европе: в рабочей группы на уровне правительства Российской Федерации будет принято решение о целесообразности реализации проекта в рамках инвестиционной программы ОАО РЖД.
Еще в марте 2018 года глава региона поручил профильным ведомствам ускорить работу над проектом, еще через год было подписано трехстороннее соглашение между правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и компанией «Российские железные дороги». Но тогда федеральные власти не поддержали новосибирскую идею, так же, как надземную электричку Екатеринбурга. Тем не менее, мэрия Новосибирска и областное правительство начали искать источники финансирования и пути реализации проекта.
Проект «Городская электричка» подразумевает создание сети железнодорожного сообщения в черте Новосибирска и Новосибирского района с закольцованным движением, а также развитие транспортно-пересадочных узлов. Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский рассказал, что для развития железнодорожного сообщения требуется развитие железнодорожной инфраструктуры: строительство второго железнодорожного моста, создание выделенных железнодорожных путей, строительство остановочных платформ, обустройство посадочных площадок, развитии станции Новосибирск-Главный и приобретение дополнительного подвижного состава. Не в последнюю очередь необходимо найти инвесторов для реализации этих проектов.
Берлине она появилась еще в 1930 году, а позже распространилась на Австрию, Швейцарию и Великобританию, где ее называют городской железной дорогой и «надземкой». В России, как, например, например, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Красноярске систему принято называть «городской электричкой» и «наземным метро». В Москве маршрут внутригородского электропоезда действует с 2013 года, в Минске — с 2011-го, в Киеве — с 2009-го.