Способ узнать, даже если малыш молчит
Как-то на детскую площадку, где я работала администратором, привели милую четырехлетнюю малышку. Её мама пошла по магазинам, а мы с Алёной принялись рисовать и лепить. Через некоторое время она спросила:
- Поиграешь со мной?
- Конечно!
- Давай ты будешь маленький, а я большой.
- Давай, - согласилась я, не представляя, что из этого выйдет.
Пока я убирала краски, Аленка поясняла правила игры:
- Ты, а я потом поведу тебя гулять или угощу чем-то вкусным. Надо хорошо себя вести и быть хорошей девочкой. Называй меня Аленой Александровной.
- Хорошо, - согласилась я и с улыбкой принялась исполнять роль послушного ребенка.
- Алена Александровна, - а можно в кухню поиграть?
- Нет, ты разобьешь посуду!
- А в мяч?
- Нет!
- Почему?
- Я же сказала, нельзя!
- А в лото?
- Хорошо, доставай, и я с тобой поиграю.
Пока мы играли в детское лото, улыбка постепенно сползала с моего лица. То я неправильно ходила, то зря пропускала ход, то, я, «дуреха», неправильно закрывала картинку карточкой. Попыталась защищаться:
- Алена Александровна, ну я же положила ракету на рисунок ракеты, значит, все правильно!
- А, ты еще и споришь! Останешься без сладкого!
Молча киваю.
Абсурд. Я, взрослая женщина, слушаю ребенка и чувствую себя настолько несчастной, униженной, что слезы наворачиваются на глаза. Опешила от напора, от негатива. Хочу прекратить игру, но так растерялась, что не могу собрать себя в кучу. Хлесткие, неприятные фразы бьют, как кнутом. Вспоминая об этом, думаю, почему я сразу не крикнула: «Хватит! Стой, это плохая игра!». Меня как будто парализовало. Зависла в пространстве. Будто вернулась в детство, когда мама ругала за все: разбила ли кружку, пролила чай, испачкала платье. «Кривые руки! Неряха! Будешь плохой хозяйкой!».
Собралась с силами, стряхнула наваждение:
«Алена! Мне не нравится так играть!»
Отправила малышку возиться с кинетическим песком. Немного успокоилась и подумала, что ребенок кого-то копирует, и не маму, раз попросила называть её по имени-отчеству.
Когда за девочкой пришла мама, я спросила:
- А Алена ходит в садик?
- Да, - ответила девушка.
- А ей там нравится?
- Нет, рыдает, хватается за меня по утрам, возвращается нервная. Но ведь многие дети плачут перед садиком.
- Многие, но тут дело в другом.
Я посоветовала приглядеться к воспитателям и поиграть с дочкой в игру со сменой ролей взрослый/ребенок.
Не знаю, услышали меня мама Алены, или оставила все, как есть. Знаю одно, я давно не чувствовала себя такой беззащитной. А если с ребенком так обращаются каждый день? Страшно представить!
Поэтому и говорю иногда молодым мамочкам: «Почаще играйте с детьми в дочки-матери и меняйтесь ролями. По поведению ребенка, по отношению к вам, или к куклам (машинкам, мягким игрушкам) вы поймете, как к нему относятся другие взрослые.