Руководить реальной аварийной эвакуацией мало кому из моих друзей-летчиков приходилось. При этом всем понятно, что это одна из самых жестких задач, которые могут встать перед экипажем. Ведь все подобные ситуации случаются неожиданно — а как еще может загореться двигатель на взлетной полосе?
Главный вопрос — решить, действительно ли именно эвакуация является лучшим выходом из положения.
1. Что происходит в кабине пилотов
Для начала командиру нужно решить, что безопаснее: оставаться внутри самолета или снаружи на земле?
Хотя бы потому, что при эвакуации не избежать травм и ранений. Практически всегда хотя бы несколько человек отходят от самолета с вывихнутыми лодыжками и сломанными руками.
Кроме того, необходимо учитывать и внешние факторы — погоду там, снаружи. Зимой, ночью пассажирам скорее всего придется несколько часов провести в чистом поле, ожидая «трансфера» в здание аэровокзала.
И не факт, что большинство из них окажутся одетыми по погоде.
То есть, нужно взвесить все «За» и «Против» обоих вариантов.
2. Тревожный звонок
Если это не «учебная тревога», то ситуация, ведущая к потенциальной эвакуации, всегда наступает неожиданно.
И стюардессы будут точно в таком же стрессе, как и пассажиры.
Чтобы предупредить экипаж, командир делает короткое служебное объявление, типа: «Стюардессы! К дверям!»
Это еще не указание экипажу начать эвакуацию, а предупреждение о том, что она может потребоваться. «Тревожный звонок» дает время подготовиться, проверить, что дверь находится в автоматическом режиме, убедиться, что пути на выход свободны, и увидеть через иллюминаторы потенциальные угрозы, например, пожар.
3. Контрольный список эвакуации
После того, как решение об эвакуации принято, не допускается никакого хаоса и отсебятины. Все действуют медленно и методично, согласно «Контрольному списку», выполняя необходимые процедуры. На борту такой список обязательно есть в бумажном виде — на случай, если все мониторы в кабине пилотов погаснут.
Основная цель сейчас — привести самолет в безопасную конфигурацию. Согласитесь, заставить людей прыгать на надувной трап при работающих двигателях — смертельная затея.
Капитан и первый помощник выполняют контрольный список вместе, обычно помощник зачитывает его вслух.
Важно ничего не пропустить. По ситуации выглядит нелогично, но гораздо лучше потратить несколько лишних секунд, чтобы правильно выполнить все пункты, чем наделать ошибок.
Прежде всего нужно самолет полностью обездвижить. Ночью без ориентиров медленное движение вперед обнаружить, а тем более почувствовать телом реально трудно.
После установки стояночного тормоза необходимо выровнять давление внутри самолета и снаружи, то есть открыть выпускные клапаны. Иначе двери просто-напросто не откроются.
Следующий шаг — двигатели должны быть выключены. Даже если нет огня, они могут нанести смертельные травмы тем, кто слишком близко подходит к ним спереди и сзади.
С выключенными двигателями пропадет электричество. Однако самолет автоматически перейдет на использование аварийного аккумулятора. Его достаточно, чтобы работали основные элементы, такие как аварийное освещение и некоторое оборудование, такое как радио.
4. Пауза
Самолет находится в безопасной конфигурации для эвакуации. Но нужна ли теперь сама эвакуация?
Если заглушить двигатели, вполне вероятно, пожар прекратится, а там и дым в салоне рассеется.
С начала экстренных действий прошло каких-то две минуты. Но для тех, кто находится в самолете, это время длилось часами.
Если экипаж не начал эвакуацию, значит так надо! Это связано с причинами, о которых пассажиры не знают. Оставайтесь на своих местах, слушайте команду и ждите указаний.
5. Точка невозврата
Уже следующий шаг — это точка невозврата. Капитан делает объявление в салоне начать процедуру эвакуации. Каждая дверь издает громкий, пронзительный писк.
Активация сигнализации — сигнал бортпроводникам к открытию дверей.
Осталось полностью отключить двигатели от подачи топлива и можно приступать непосредственно к эвакуации.
6. Пилоты уходят последними
Прежде чем покинуть самолет, экипаж проводит «зачистку» салона, чтобы убедиться, что все вышли. С собой у командира корабля полетные документы. Они покажут пожарным службам, где именно в грузовых отсеках находятся самые опасные грузы.
7. Правило 90 секунд
Для того чтобы самолет получил сертификат, разрешающий гражданские полеты, изготовитель должен обеспечить и гарантировать, что все пассажиры смогут безопасно эвакуироваться менее чем за 90 секунд. Причем только через половину выходных дверей.
______________________
К сожалению, для того, чтобы случилась трагедия, порой достаточно и нескольких секунд. И судьба сотен пассажиров более всего зависит от четких действий экипажа.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации!