Найти в Дзене

Особенности польской «мягкой силы» в Белоруссии

Минск, улица Калиновского
Минск, улица Калиновского

Давно и хорошо известно, что историческая политика – это всегда больше про настоящее, нежели про минувшее. Не является секретом и то, что взгляды на многие события минувших лет рассматриваются в различных странах по-разному, а история порой «переписывается» до неузнаваемости.

Хороший пример – украино-польские отношения: для идеологии «Речи Посполитой» нынешние Западная Украина и Западная Белоруссия воспринимались не иначе как «Восточные Кресы». Украинские националисты отвечали взаимностью, и единственное, что позволяет искать точки соприкосновения между польским и украинским историческими мифами – это их ориентация на их совместное противодействие «русскому экспансионизму».

С Белоруссией по-другому, хотя попытки спровоцировать антироссийские настроения периодически предпринимаются и там. Как и на Украине, несомненное польское культурное наследие здесь переводится в местное. К примеру, «белорусскими» объявляются польские политические и культурные деятели, дворянские роды и их наследие. И это они, якобы, внесли ключевой вклад в процесс становления белорусского государства и нации.

Подобный подход официального Минска полностью устраивает Варшаву, нацеленную на расширение своего культурно-исторического и религиозного влияния на белорусских землях. И примеры тому имеются.

Замок Сапег в Ружанах
Замок Сапег в Ружанах

Так, по всей Белоруссии, особенно на западе республики, активно восстанавливаются замки и резиденции бывших польских магнатов, которых в республике предпочитают именовать белорусскими – Сапеги, Радзивиллы, Пацы и прочие. Особое внимание в стране уделяется отдельным историческим личностям, известным далеко за пределами Белоруссии. В мае 2018 года под Брестом открыли памятник польскому дворянину Тадеушу Костюшко, не считавшему себя белорусом, а воевавшим за свободу либо Речи Посполитой, либо Соединённых Штатов.

Памятник польскому дворянину Тадеушу Костюшко под Брестом
Памятник польскому дворянину Тадеушу Костюшко под Брестом

Не менее почитают сегодня в республике предводителя восстания 1863-64 гг. поляка Константина (Кастуся) Калиновского, которого Министерство иностранных дел Белоруссии считает «совместным наследием Белоруссии, Польши и Литвы». И это при том, что личность Калиновского видится весьма неоднозначной, если не забывать о преступлениях его отрядов против православного белорусского населения. Открываются памятные знаки не только Калиновскому, но его сторонникам-полякам. Например, несколько лет назад на могиле одного из командиров повстанцев Генриха Дмоховского установили памятник и провели торжественное мероприятие.

Памятник Генриху Дмоховскому в Белоруссии
Памятник Генриху Дмоховскому в Белоруссии

Всё это способствует укреплению польского культурно-исторического, а следовательно и политического влияния «Речи Посполитой» в Белоруссии. На это активно работают многочисленные польские культурно-исторических институты и СМИ на территории республики. Конечная цель – вовлечение соседних стран в «польскою орбиту» настолько, насколько это возможно. На роль куратора Восточной Европы Польша набивается вот уже не первый десяток лет. При этом Варшава пытается активно «шатать» режим Лукашенко (даже нынешний гимн протестов написан на основе гимна польской «Солидарности»), что пока получается, мягко говоря, не вполне. Так что в ближайшее время следует быть готовым к дальнейшей экспансии польской «мягкой силы» в Белоруссии, проявления которой весьма разнообразны. Это и непонятные полонизмы в риторике «белорусских националистов», и более активная деятельность католических миссионеров, и дальнейшая «интеграция» местечкового «тутэйшего» национализма в идеологический контекст «Великой Польши».

Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!