Найти тему

Как сводить песню. Чек-лист для новичков и не только

Лучше рутина на бумаге, чем в голове
Лучше рутина на бумаге, чем в голове

Раз в предыдущем посте был чек-лист для аранжировщиков, то почему бы не продолжить эту славную традицию чек-листом для звукарей. Тем более, что любой аранжировщик должен хоть немножко шарить в сведении. А когда ты DIY музыкант, то тем более.

  1. Вывести громкость bus канала на -10db. Помним про headroom (зазор громкости, при котором ничего не клипует и есть возможность роста динамики без добавления компрессии). И идем дальше.
  2. Разбить все дорожки по группам. А точнее: все одинаковые инструменты пихнуть в один group track. Гораздо удобнее сразу сводить сразу все, чем несколько дорожек одной и той же гитары.
  3. Собрать цепь обработки. Стандартный набор для любой дорожки: сатуратор, понижающий эквалайзер, чистый компрессор, повышающий эквалайзер и для вокала диэссер. Остальные эффекты уже по необходимости и по желанию.
  4. Сводим все сразу, не отключая вокал. Потому что иначе можно классно свести и понять, что вокалу здесь нет места и все придется переделывать.
  5. Режем все ненужное. Частоты эквалайзером, динамику компрессором. Плюс вырезаем пустые места (многие используют гейт, но он не всегда чисто режет вдохи и всхлипы, так что лучше ручками). Либо гейтируем, а потом дочищаем руками.
  6. Сводим ритм секцию. Как аранжировка начинается с барабанов и баса, так сведение начинается с них же. Чтобы песня не теряла мощи.
  7. А потом сразу же вокал, чтобы уже вокруг него выстраивать остальную звуковую картину. Все равно в процессе все будет меняться.
  8. Пространственную обработку в Side каналы. Дилей, ревер и все прочее пихаем туда. Чтобы и комп не грузить и самому не путаться. Гитары любят spring (пружинный) ревер, а остальным инструментам можно давать виртуальные пространства. И в side канал отлично идет компрессор (так называемая нью-йоркская компрессия)
  9. Для мастеринга лучше создать отдельный проект. Когда микс готов — экспортируем как единый стереотрек, чтобы делать мастеринговую обработку только его, а не целого проекта. Почему? Ну может что-то не понравится и захочется пересвести. А чистый проект подсводить проще, чем проект с эффектами мастеринг обработки.
  10. Секретный секрет — добавляем бочке 5кГц, а снейр выводим по громкости чуть тише вокала. И все заиграет даже на динамиках мобилок😉

Подпишись на на Telegram канал "Записки Аранжировщика",послушай подкаст «Слышь!» . Минимизируй рутину и делай музыку с кайфом✌️