Не всё то ценно, что блестит и в денежном эквиваленте выражается. Есть вещи простые обыденные, при этом имеющие для истории, да и для всех нас колоссальное значение. Однажды, гуляя по Мотовилихинскому району города Перми, я заметил, что опоры трамвайной контактной сети по ул. Уральская отличаются друг от друга. Моё открытие, конечно, на Нобелевскую премию не тянет, и, вероятно, историки, краеведы, а также внимательные жители и любознательные гости Мотовилихи знали об этом, тем не менее факт показался мне интригующим.
Из огромной массы обычных опор, похожих на простые столбы, я выделил несколько металлических решетчатых конструкций, как на железной дороге. В отличие от более современных и безликих они выглядели винтажно, как бы из другой эпохи, и, если чуть-чуть пофантазировать, напоминали миниатюрную Эйфелеву башню. Проходя мимо, я всегда любовался ими... Недавно в СМИ сообщили, что на ул. Уральской с 16 января начинается капитальный ремонт трамвайных путей. Работы активно стартовали, и я обратил внимание, что кроме рабочих в оранжевых жилетах, вдоль трамвайных путей, особенно в тёмное время суток, стали появляться личности с металлоискателями...
Трамвайная эпопея в Перми началась в 1908 году. В 1911 г. Пермская городская дума поддержала планы по строительству трамвайной линии. С 1911 по 1913 годы был разработан проект и получено царское разрешение на облигационный займ в 3,5 млн руб. На первые полученные ссуды начали закупать оборудование и материалы. В 1916 г. построили здание трамвайного депо в Разгуляе, мосты через речку Иву и Егошиху, дом управляющего. Говорят, что даже 20 вагонов заказали. Революционные события 1917 г. и Гражданская война не позволили осуществить задуманное.
О строительстве трамвайных путей в Перми снова заговорили в 1927 г. За основу взяли дореволюционный проект. В марте 1929 г. начали прокладывать первую линию из Мотовилихи, через Разгуляй, до перекрёстка с ул. Красноуфимская. За рекордные 8 месяцев основные работы по укладке рельсов и оборудованию контактной сети были выполнены. Протяжённость пути составила 13,2 км. 7 ноября 1929 г. в день 12-й годовщины Октябрьской революции трамвайное движение запустили. Даже немецкие рабочие, революционные трамвайщики Штутгарта, поздравили Пермь с открытием «первого на Урале трамвая».
В последующие годы трамвайная сеть в Перми планомерно развивается, открываются новые маршруты, закупается современное оборудование. Прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии. На первой в городе трамвайной линии, постепенно заменили приходящие в негодность, старые шпалы, рельсы, опоры контактной сети. К счастью, кое-что чудом сохранилось и радовало нас, любознательных пермяков. Когда я увидел, что сегодня 90-летние конструкции разрушают, решил хотя бы сфотографировать то, что осталось. Я насчитал шесть старинных опор.
Во время съёмок я пообщался с начальником строительной бригады, а под вечер встретил ребят, в руках которых раздражающе пищали металлоискатели. Чёрные копатели особо со мной не церемонились, по понятным причинам фотографироваться наотрез отказались, только один из них перед тем, как скрыться с гордостью показал находку. Я не поверил своим глазам, но это были серебряные монеты. К сожалению, кто их настоящий владелец, мы уже никогда не узнаем... Строители заверили, что снесённые раритетные опоры отвезут на склад. Думаю, ими непременно должен заинтересоваться какой-нибудь музей, а то получается, что имеем – не храним, потерявши – плачем...
«Родственник Экскалибура» – уникальная находка из Мокинского могильника... (14 ф.) https://zen.yandex.ru/media/au3142/rodstvennik-ekskalibura--unikalnaia-nahodka-iz-mokinskogo-mogilnika-600128e695bba40a1d19924f