Найти тему
Дептранс Москвы

Как повлияла пандемия на транспорт в Москве и других городах?

Привет, это Максим Ликсутов!

На днях с коллегами из Лондона, Сингапура и Международного союза общественного транспорта на онлайн-семинаре обсуждали, как пандемия повлияла на жизнь и транспорт во всем мире. 

Несмотря на то, что ситуация сейчас везде разная — в Москве ограничения снимаются, а в Лондоне ждут продолжения карантина как минимум до середины марта, мы все уверены — пандемия будет продолжать оказывать влияние на транспорт и жизнь даже тогда, когда пик заболеваемости спадет. 

За этот год изменились транспортные привычки — больше нет ярко выраженного начала рабочего дня, альтернативные способы перемещения становятся более популярными, а вопрос возврата доверия к городскому транспорту — первоочередной в повестке городов, поэтому мы должны думать, как восстанавливать активность людей и популярность поездок.

Спрос на велопоездки и велопрокат снизился в городах меньше всего. В Москве городской транспорт не досчитался около 37% пассажиров по итогам года (–8,6 млн ежедневных поездок в будние), но число поездок в городском велопрокате выросло на 14% за год, а на такси – на +2% в сутки. 

Главный вопрос, с которым сталкиваются наши коллеги сегодня — как не допустить взрывного роста использования личных автомобилей. Ведь увеличение числа машин и заторы негативно влияют на качество воздуха, количество вредных выбросов, на здоровье и восстановление иммунитета. Коллега из Лондона, Мишель Дикс рассказала: в конце прошлого года суд Лондона постановил, что причиной смерти девятилетней Эллы стало «чрезмерное загрязнение воздуха». 

Забота о человеке и его здоровье — самое главное, к пониманию этого мы пришли ещё раз в ходе пандемии. В Лондоне и Дрездене повысилась стоимость парковки в центре города. В Мадриде и Нью-Йорке запустили больше выделенных полос. Лондон и Милан отдали часть дорог и парковок под нужды велосипедистов и пешеходов. 

Повышается экологичность транспорта: Лондон планирует перейти на электробус. А по количеству электробусов Москва – сейчас № 1 в Европе. В нашем парке их уже 600, а в 2024 году будет 2200. Хочу поблагодарить российских производителей — пандемия практически не повлияла на сроки поставки.  

Крайне важно вернуть доверие к городскому транспорту. И мы сохраним в полном объеме повышенную частоту уборок и дезинфекций и продолжим применять дезсредства, которые нам рекомендовали врачи. Транспорт проверяют специалисты Роспотребнадзора, неоднократно подтвердившие, что он безопасен. 

Мы запустили эксперимент по снижению стоимости проезда в метро вне часа пик. На 3% разгрузилась самая востребованная линия — Таганско-Краснопресненская. Это равно выпуску 2 свободных поездов час пик. Кстати, подобный проект действует и в Сингапуре. Эксперты оценили и наш сервис в приложении «Метро Москвы», где можно увидеть загруженность вагонов.  

Генеральный секретарь МСОТ Мохамед Мезгани высказал интересную мысль: Нам всем необходимо задуматься не о транспорте «от остановки к остановке», а о транспорте «от двери до двери».

В Москве мы уже подходим к запуску приложения MaaS, которое позволит людям строить маршрут как раз «от двери до двери» и готовим проект перевозок «по требованию» (скоро расскажу об этом). 

Важно вызовы превращать в возможности. И мне очень приятно, что коллеги отметили наш краудсорсинговый проект, сказав, что мы смогли использовать сложную ситуацию для того, чтобы усилить диалог с жителями. Они также планируют взять наш опыт.

Москве сейчас крайне важно создать комфортную и благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья. Чтобы городской транспорт пользовался максимальным доверием москвичей. Важно восстановить иммунитет и у тех, кто переболел. Поэтому мы будем стимулировать пешеходные перемещения, использование велосипедов, в том числе за счет развития инфраструктуры. 

Главный вывод — городской транспорт может и должен быть безопасным и надежным способом передвижения, работать с максимальным удобством для каждого.