Давненько не писал автор канала аналитических статей о космонавтике. Всё, знаете, о Навальном да о дворце. А хочется, знаете ли, о вечном. Ну так вот, друзья, есть один важнейший аспект освоение Космоса, в котором Россия по-прежнему наголову выше любого Маска. Только об этом не задумываются.
Целый ряд комментариев в "космических" материалах на нашем и других каналах показал: есть куча русскоговорящих читателей, которые искренне убеждены, что поскольку в 2012-2020 годах корпорация SpaceX повторила успехи команды С.П.Королёва 60-летней давности - да ещё и завернув старую технологию в блестящую обёртку из более современно выглядящего корабля и футуристических скафандров - то всё, Роскосмосу капут, а Рогозина можно завернуть в нафталин и поставить в витрины московского музея космонавтики (кстати, если вы там не бывали, то посмотрите мой небольшой фотоотчёт - музей феноменально большой и увлекательный).
Логика поразительная. Аналогично ей, Волжский автомобильный завод, выпустив в середине 70-х клона итальянского Fiat Uno, сразу вошёл в мировые лидеры автомобилестроения. А когда была построена уже своя ВАЗовская модель "Нива" 4х4, то концерт Фиат можно было сразу распиливать на металл, руководителей - в нафталин и так далее.
Как вы, дорогой здравомыслящий читатель, понимаете, важно не только достичь уже кем-то пройденных высот, но и суметь стать на шаг впереди. С этим у господина Маска и его команды - как их не боготвори - дело обстоит туго. Впрочем, эта же проблема и перед Индией, Европой, Китаем и прочими япониями-канадами. К настоящему времени из жидкореактивных двигателей (ЖРД) выжато всё что можно. Пределы экономичности и мощности уже достигнуты. Сделать что-то качественно лучшее на этом уровне технологических решений уже не получится. Все разговоры о каком-то "скачке в будущее" корпорации SpaceX - профанация.
Кстати, для фанатов "бурно развивающейся китайской космонавтики" (уже есть и такие):
CNSA (национальное космическое управление Китая) сегодня представляет из себя именно некий китайский "АвтоВАЗ", усердно копирующий старые советские и новые российские концепции. Да что концепции - даже цветовую гамму!..
Просто полистайте галерею ↓ и сравните фото
И вот тут мы переходим к самому важному. Космонавтика - это такая долговременная сфера, в которой успехи предопределены в том числе теоретической мыслью. Замечательный пример: в России простой калужский учитель, ставший главным мировым теоретиком межпланетных путешествий, задумался об этом еще в конце XIX века. Как все мы знаем, не будь Константина Циолковского - не реализовался бы (в полной мере, во всяком случае) и гений Сергей Королёва.
А вот в Китае и Индии не было таких мыслителей. И в США не было. И не возникни перед Штатами счастливый случай захватить Вернера фон Брауна, большую часть его команды конструкторов, документацию, оборудование - еще неизвестно, когда первый астронавт отправился бы на орбиту: в июне 1961-го или 1981-го?
К чему мы ведем этот разговор, друзья? Не поверите, к роботу Фёдору
Да-да, к тому самому, прославленному в мемах. Даже и наш канал набил руку на издевательствах (см., напр, "Робот Фёдор пустился во все тяжкие").
Однако, как у пьяного и счастливого во хмелю человека неизбежно наступает тяжкое похмелье, так и к автору постепенно пришло совсем иное понимание роли Фёдора в лидирующей роли нашей страны России на мировой космическое арене.
Ещё в начале-середине 2010-х несколько советских и российских космонавтов говорили (в книгах и интервью) о нецелесообразности постоянного пребывания человека на орбите. Затраты - огромные, КПД работы - низкий. Кроме того, ряд экспериментов, которые можно было бы провести идеально в отсутствие людей на борту станции, перечеркиваются работой обеспечивающего жизнедеятельность людей оборудования (шум, вибрация и т.д.). Поэтому, как считал тот же Г.М.Гречко, есть смысл привозить космонавтов на короткие вахты: ремонт оборудования, замена или установка нового. А в основное время станция работает в автоматическом режиме. И вообще нужно уходить от проведения корабельной и внекорабельной деятельности руками человека. Ведь в XXI веке робототехника шагает всё дальше! Робот сделает более четко, ему не нужно есть и пить. Туалет тоже не нужен :) А главное, нет огромного риска для жизни человека, вреда для его здоровья в суровых орбитальных условиях.
Знаете, у меня ощущение, что Роскосмос единственная космокорпорация, которая об этом задумалась и даже начала реализацию.
Да, робот Фёдор пока мало пользы принёс и поработал больше как пиар. Причём этот пиар оказался довольно смехотворным в плане результатов. Но! Это первый блин, который комом. Самое важное в другом. Более года назад Рогозин произнес фразу, на которую вообще, похоже, никто не обратил внимания:
Фёдор станет "отцом" целого отряда механизированных космонавтов
Представляете? Пока SpaceX шьёт свои весёлые кинокостюмчики для астронавтов и обдумывает конструкцию космического туалета для них же, Роскосмос уже идёт по пути замены личного состава орбитальных станций на "механизированных космонавтов". Конечно, до практического воплощения этой идеи ещё далеко. Однако наши космические конкуренты сейчас даже не готовы понять перспективность этого направления.
Так кто же фактический лидер в космонавтике 2020-х после этого? Роскосмос, конечно.
Алексей Королёв, историк космонавтики
Друзья, не забывайте подписаться на канал РОДИНА СЛОНОВ ₪, а также заглядывайте в наш КосмоПаблик вКонтакте, там больше всего такого.
P.S. А помимо Робота Фёдора, можно вспомнить и начало разработки российскими конструкторами космического "ядерного буксира". Неплохо, да?