Безусловно, роль Великой Отечественной Войны в отечественном кино сложно переоценить. Все или почти все слышали и смотрели хотя-бы парочку шедевров советского кинематографа на эту тему. Однако немногие знают о том, чем жила эта индустрия до тех печальных событий, как она зарождалась и какие проблемы преодолевала.
Сегодня я и хотел бы вам об этом рассказать.
Начало
Официальной датой начала существования советского кинематографа считается 27 августа 1919 года. Именно в этот день был принят декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению».
В дальнейшем, именно этот день начали отмечасть как «День кино» (ныне — «День российского кино»)
Дальнейшее развитие
В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино . Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова
и Сергея Эйзенштейна
которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.
После высказывания В. И. Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии В каждой республике в 1923 году постановлением партии было поручено создание своей национальной киностудии (киностудии появились в Ашхабаде , в Фрунзе , Ташкенте и т. д.)
В 1924 году выходит первый отечественный фантастический фильм "Аэлита"
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец "Потёмкин"» (я уже писал об этом фильме в тодельной статье) Сергея Эйзенштейна, который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино. Картина неоднократно попадала в различные списки лучших кинофильмов мира, составленные авторитетными изданиями и экспертами.
Первый советский фильм, который изначально снимался как звуковой , вышел на экраны в 1931 году и назывался «Путёвка в жизнь».
Первый советский цветной фильм — «Праздник труда» (1930, реж. Николай Анощенко ). Первым цветным художественным стал фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко»), вышедший в 1936 году. О цвете в советском кино я тоже уже писал.
В 1934 году в программе 2-го Венецианского кинофестиваля было показано несколько советских кинофильмов: «Петербургская ночь», «Гроза», «Челюскин», «Весёлые ребята» и кинохроника. Был также организован специальный показ фильмов для иностранной прессы и работников искусств, в рамках которого демонстрировались «Три песни о Ленине», «Иван», «Пышка» и др. Советской делегации был присуждён Кубок выставки.
В 1935 году прошёл Советский кинофестиваль в Москве . В состав жюри входили Борис Шумяцкий (председатель), Сергей Эйзенштейн , Всеволод Пудовкин , Александр Довженко, Александр Аросев и Анри Дебри́. Главный приз фестиваля был вручён киностудии «Ленфильм » за кинокартины «Чапаев », «Юность Максима » и «Крестьяне». В 1959 году фестиваль был возобновлён как Московский международный кинофестиваль.
Достижением советского кинематографа в 1930-е годы оказалось создание особого кинематографического языка, который соединил в себе реалистические традиции русского сценического искусства, известные во всём мире как система Станиславского, с новейшими техническими приёмами, на которые тогда оказался способным мировой кинематограф.
Непохожая на остальные фильмы того же жанра, кинокомедия «Частная жизнь Петра Виноградова » режиссёра Александра Мачерета стала первой работой углублённого интереса к частной жизни героев и тонкого лиризма, ставшего визитной карточкой советского кинематографа в 1960-е и 1970-е годы.
При этом официальной поддержкой государственной власти и свободным доступом на широкий экран пользовались комедии «массового смеха» и курьёзных положений, разрешавшихся в итоге ко всеобщему благополучию в интересах коллективизма и победившего социализма, такие как «Веселые ребята » и «Цирк» режиссёра Григория Александрова, «Богатая невеста» и «Трактористы » режиссёра Ивана Пырьева.
Развивался художественно-исторический кинематограф, получивший наиболее яркое своё воплощение в фильме «Чапаев» (1934) режиссёров братьев Васильевых.
Особняком от магистрального процесса движения советского кинематографа стоит попытка воплощения на киноэкране языка футуристического будущего, предпринятая в фильме «Строгий юноша» режиссёром Абрамом Роомом по сценарию Юрия Олеши.
Этот фильм тогдашней критикой и кинематографической властью был признан неудачным и положен на полку, пока не был заново открыт уже новым поколением советских кинематографистов в 1960-е годы.
Среди крупнейших режиссёров довоенной поры, работы которых заслужили международное признание, можно отметить Дзигу Вертова , Льва Кулешова, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Бориса Барнета, братьев Васильевых .
В сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве для создания культа личности. В СССР в 1939 году было выпущено на экран 59 художественных фильмов.
А потом наступила война. Но это уже совсем другая история.