1. Прочитайте текст. Определите проблему. Обратите внимание на подсказки, которые помогут и определить проблему, и прокомментировать ее.
(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился (Это словосочетание можно включить во вступление) , – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился. (В этом предложении раскрывается суть Берга, то, как его называют бойцы. См предложение 6)
– (6)Эх, Берг, сухарная душа! (интересный и необычный эпитет, характеризующий героя) – с тяжёлым укором отвечали (эпитет: бойцы не понимают подобного отношения художника к родине) бойцы. – (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник! (Почему это так важно? Художник, как и писатель, должен видеть и чувствовать больше и тоньше, чем остальные люди) (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (Поиски своего «я» в искусстве ни к чему не приводили. Почему? Вывод самого автора по характеру героя: нельзя передать красоту на холсте, не испытывая любви к родине)
(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.
(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок. (19)Он привёз только маленькую коробку с акварелью.
(20)Целые дни он лежал на полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. (21)Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник, тщательно рассматривал осенние листья. (О чем свидетельствуют эти эпитеты? Они показывают то, какие изменения произошли с Бергом: художник стал постигать недоступное ранее) (22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг. (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (Оцените отношение Берга к журавлям. Почему именно так он их воспринимает. См предложения 29-32) (24)Они бросали без сожаления этот пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озёр и непролазных зарослей.
(25)В сентябре пошли дожди. (26)Ярцев собрался уезжать. (27)Берг рассердился. (28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени? (29)Желание Ярцева уехать Берг ощутил теперь так же, как когда-то отлёт журавлей, – это была измена. (30)Чему? (31)На этот вопрос Берг вряд ли мог ответить. (32)Измена лесам, озёрам, осени, наконец, тёплому небу, моросившему частым дождём.
– (33)Я остаюсь, – сказал Берг резко. – (34)Я хочу написать эту осень.
(35)Ярцев уехал. (36)На следующий день Берг проснулся от солнца. (37)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью разлилась тихая синева. (38)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его пафосным и лишённым ясного смысла. (39)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца. (Чьими глазами мы видим красоту природы? Почему это так важно подчеркнуть? Какие средства использует автор для описания осени?)
(40)Берг взял краски, бумагу и пошёл на озеро. (41)Он торопился. (42)Он хотел всю силу красок, всё умение своих рук и зоркого глаза, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (43)Берг работал как одержимый. (Что именно изменилось в Берге? Под влиянием чего это произошло?) (44)Никто его никогда таким не видел!
(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его попросили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».
(48)Была полночь. (49)Мохнатый снег падал снаружи на подоконник. (50)В соседней квартире кто-то играл на рояле сонату Грига. (51)Берг хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство Родины. (52)Оно зрело годами, но последний толчок дали лесной край, осень, крики журавлей... (53)Почему? (54)Берг никак не мог найти ответа, хотя и знал, что это было так.
(55)Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к Родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой. (56)Во сто крат более прекрасной, чем раньше. (Авторская позиция. Помогает ее выразить парцелляция предл 55-56)
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Напишите проблему, не забудьте указать фамилию автора текста – К.Г. Паустовский. Проблема. Что может пробудить в человеке любовь к родине?
2. Проанализируем первый пример.
Отношение Берга к Родине до поездки в муромские места. Воспользуйтесь подсказками, чтобы сделать анализ художественных средств. Тогда получится комментарий, а не пересказ
Если самому написать очень тяжело, попробуйте сделать по шаблону.
«Начинает повествование классик с краткой характеристики Берга, которого друзья называли _____ . Интересный и необычный ____ раскрывает ___ героя: художник не понимал, что такое ____, «не чувствовал _____». Художник - значит, он должен тоньше остальных видеть окружающую красоту. Бергу это было не дано, поэтому Паустовскийподчеркивает, что герою _______. И как бы Берг ни старался найти ____, попытки не были удачными. Нельзя передать настоящую красоту, не испытывая любви к Родине».
Напишите переход между примерами. Здесь вполне можно сразу указать связь – примеры противопоставлены. Например, так:
«Как антитезу, рисует Паустовский чувства героя, когда тот оказался на отдыхе в муромских лесах»
3. Проанализируйте второй пример, используя подсказки.
4. Сформулируйте авторскую позицию.
«Красота природы способна пробудить особые эмоции, заставить сердце биться от соприкосновения с прекрасным. И только ощутив единение с миром, можно по-настоящему полюбить родную землю»
5. Выразите согласие с авторской позицией. Напишите аргумент.