Задержания после мирных акций в последние две недели побили все печальные рекорды. Тысячам человек оказалась нужна помощь, прежде всего, юридическая. Наши коллеги, юристы ПЦ «Мемориал», не смогли остаться в стороне. Почти круглосуточно, в свои выходные, волонтерами они работают на горячей линии ОВД-Инфо, выезжают в отделы полиции, а затем в суды. Вот как это выглядит глазами юристов.
«Ничего не слушают, ничего не приобщают, никакой, простихоспади, состязательности»
Наталья Морозова, юрист программы «Ведение дел в ЕСПЧ»
25 января
...Сегодня с утра забежала распечатать бумажки в родные «Такие дела». На выходе полетела с лестницы, с мясом выдрала каблук. Вползла наверх. Софья Жукова, не отрываясь от делового телефонного разговора, в ужасе посмотрела на мои ноги, кивнула, мол, «Ща!» и через минуту вернулась с бежевыми замшевыми, фиг знает, ботильонами, что ли, с открытыми носами и на — внимание! — 12-сантиметровом каблуке. Но моего размера.
На этих каблах я прошла сегодня почти девять тысяч шагов и большую часть из них — по Никулинскому суду.
...В одно из моих заседаний зашла пресс-секретарь суда и объявила, что так как процессы у нас открытые и публичные, то нас сейчас будет снимать «Россия 24». Я спросила, почему бы на публичные процессы не пустить тогда всех родственников, которые ждут внизу, но она, естественно, не услышала. Корреспондент в растянутой когда-то белой футболке снял открытие заседания на телефон, а когда я встала, чтобы произнести свою пламенную речь, просто вышел и вернулся только на оглашение постановления. При этом судью он не имел права снимать, поэтому на выбор оставались мы и приставы. К сожалению, наших саркастических ухмылок не было видно из-за масок.
Ухмылялись мы в первую очередь тому, что одним из главных доказательств участия в акции стали две мутные фотографии с камер видеонаблюдения, которые почему-то неопровержимо доказывали, что трое моих подзащитных перекрывали проезжую часть. Еще оно сопровождалось «актом приобщения фотоматериалов», в котором не был указан, например, адрес, где расположена камера, но зато на этих фото представлено «движение толпы граждан, скандирующих лозунги».
К вечеру в суде, естественно, остались только задержанные в субботу и их адвокаты. И тут я краем глаза отмечаю «настоящих адвокатов» типа из Suites в костюмах-рубашках-запонках (про запонки, может, приврала). Присмотрелась, главным у них препод из Вышки, который вел у меня адвокатуру. Но их подзащитному тоже дали 10 суток. Я выдохнула — от мастерства защитника не зависит. Присмотрелась к подзащитному — оказался мой однокурсник Влад, самый яркий на нашем курсе, который еще и, как оказалось, недавно сдал экзамен на статус адвоката. Но не успел забрать удостоверение, потому что его самого забрали в каталажку. Приставы с удивлением смотрели на наши бурные объятия. Но еще большим было удивление коллег Влада, которые впервые оказались в процессе по административкам: «И что, это всегда вот ТАК?» Ничего не слушают, ничего не принимают во внимание, ничего не приобщают, никакой, простихоспади, состязательности.
«Взять побольше проводов к пауэрбанку, еды, спросить про следы избиений»
Тамилла Иманова, юрист программы «Ведение дел в ЕСПЧ»
1 февраля
Я, участвуя в конкурсах по судебной аргументации: так, прошлый понедельник показал, что недостаточно сильные аргументы за истца, недостаточно проработанная позиция за ответчика, и да, Тамилла, отработай уверенность речи перед зеркалом!
Я после юрфака, ходя в суды: так, прошлый понедельник показал, что нужно взять к пауэрбанку по максимуму проводов разных фирм, чтоб парни смогли позвонить родным, побольше еды на всех задержанных, чтобы все вместе к 11 ночи не попадали в обморок, всех сразу же спросить, у кого под одеждой следы избиений и отправить в туалеты фотографироваться. И да, Тамилла, никаких больше каблуков под костюм, ты сломаешь ноги 12 часов подряд менять 4 судебных этажа!!!
Сегодня Дорогомиловский районный, 23 задержанных, предположительно все арестные. Hello and welcome to party
«В ОВД Коньково 20 человек оформляли с 18 до 2 ночи. И это еще хорошее ОВД»
Марина Агальцова, адвокат, старший юрист программы «Ведение дел в ЕСПЧ»
29 января
- А для чего вы хотите брать отпечатки?
- Для составления административного протокола.
- Не положено.
- Не положено?
- Нет.
- Ну тогда не будем.
«That was easy!» — радостно подумала я в прошлую субботу в ОВД Коньково.
Работа адвоката в ОВД по задержанным на митингах в 97% времени скучна. Полицейские буднично составляют протоколы задержания, доставления и административного правонарушения. Это занимает часы. В прошлую субботу в ОВД Коньково 20 человек оформляли с 18 до 2 ночи. И это еще хорошее ОВД.
В это время адвокат не менее буднично помогает задержанным. Но где-то между скукой, разговорами с подзащитными, сидением на полу, так как мест для сидения не хватает, случаются интересные проблески. То приедет Следственный комитет и начнет требовать сдать анализ на ДНК или выдать телефоны. То полицейские решат что-то отчудить, например, собрать отпечатки пальцев или отфотографировать. Не всегда и не все удается отбить, но иногда удается много.
Мы вышли в турбулентное время, и ОВД-инфо постоянно требуются адвокаты по всей России. Заполнить анкету можно здесь.
Не оставайтесь в стороне.
31 января
Стою возле ОВД Черёмушки уже 45 мин. Не пускают. Говорят, что вопрос по мне решается.
************
Уже два часа меня не пускают к доверителям. Говорят, ждите. ОВД Черёмушки. Спасибо муниципальным депутатам. Греют в машине.
**************
Пять часов ожидания под дверьми ОВД Черёмушки были бы грустными, если бы не мои друзья. Которые либо проезжали мимо, либо специально приехали и привезли задержанным воду и еду.
В ОВД меня так и не пустили. Написала две жалобы, зарегистрировала, получила талон. Много раз звонила в ОВД, мне говорили, что они рассматривают возможность меня допустить.
P.S. 20 минут назад, в 01:24 ночи, мне позвонили из ОВД и сказали, что готовы меня впустить.
Больше историй от юристов в нашем Instagram