Добрый день! Сегодня я хочу рассказать Вам про самый престижный знак качества в высоком часовом искусстве- о Женевском клейме. Основано оно было в 1886 году кантональными и городскими властями Женевы. На данный момент, калибры (механизмы) претендующей на Женевское клеймо часовой компании, должны соответствовать 12 критериям в декорировании: платины , мостов , шатонов , храпового колеса, заводного барабана, винтов и других видимых глазу (если задняя крышка прозрачная) узлов. Ниже, я опишу все критерии данного клейма, будем очень много букв и неизвестных слов, но, если Вам будет интересно- напишите в комментариях об интересующих пуктах, а я постараюсь дать более развернутый ответ. Начнем:
1. А. Качество всех частей и компонентов механизма, включая части для дополнительных устройств, должны соответствовать стандартам, разработанным Бюро для добровольного освидетельствования Женевских часов. В. Стальные детали должны иметь отполированные углы, на поверхностях должны быть параллельные царапинки. Видимые участки должны быть сглажены и отполированы. Головки винтов должны быть отполированы. По краю и в шлице должны быть фаски. Эти ухищрения весьма полезны при сервисном обслуживании часов. При их наличии риск царапанья деталей инструментом существенно уменьшается.
2. Колесные системы механизмов должны быть полностью на камневых опорах с полированными отверстиями. Со стороны мостов камни должны быть отполированы до полу-зеркального блеска, а края отверстий под камни отполированы. Полировка этих краев позволяет лучше выделить цвет камня. В часах высокого качества стараются применять более прозрачные и наиболее темные камни. Камень центрального колеса в платине не обязателен, то есть вместо него может присутствовать, к примеру, бронзовая втулка.
3. Спираль баланса должна быть прикреплена к мосту с помощью подвижной накладки колонки с закруглением. Допускаются подвижные держатели колонки. Допускаются неподвижные и сдвоенные системы регулировки (градусники), исключая сверхтонкие механизмы, где это не требуется. Вообще такая форма накладки уже говорит о высоком классе калибра и практически не встречается в ординарных механизмах.
4. Допускаются системы регулировки баланса с изменяемым радиусом вращения. Они должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 1 А и 1 В данных критериев.
5. Колеса ангренажа должны иметь фаски сверху и снизу, а их углубления должны быть отполированы. Для колес толщиной 0.15 мм и тоньше допускается фаска только со стороны моста. Кроме того, сами колеса обычно дополнительно обрабатывают. В качественно обработанной передаче практически отсутствуют износы, что резко повышает эксплуатационную характеристику часов.
6. Оси трибов, а также поверхности зубьев трибов должны быть отполированы. Полировка необходима для увеличения межсервисного интервала. В часах с деталями высокого качества старение смазки происходит значительно медленней. Кроме того, полированные части лучше противостоят ржавчине.
7. Анкерное колесо должно быть облегченным: толщиной не более 0.16 мм для больших калибров или 0.13 мм для механизмов менее 18 мм в поперечнике. Запирающие поверхности колеса должны быть отполированы. Облегченное колесо позволяет добиться более стабильного хода.
8. Ограничители угла подъема анкерной вики должны быть цельными, для исключения стержней или штифтов. Это также повышает улучшить стабильность хода часов.
9. Приемлемы только механизмы с противоударным устройством.
10. Заводное и коронное колеса должны быть отделаны одним из зарегистрированных узоров. Обычно в районе зубьев колеса имеют полированный скос, а само колесо украшено расходящимися лучиками или матовое, в стиле Diamante.
11. Не должны использоваться пружинки из проволоки. Это правило не столь жестко, ибо достаточно часто встречаются механизмы с Женевским клеймом, но имеющие проволочные пружинки в календаре.
12. Женевское клеймо может быть поставлено только на механические часы, собранные и отрегулированные на территории кантона Женевы. Аттестацию на получение данного клейма проходит каждый заявленный механизм, а после прохождения он получает собственный номер и сертификат.
Женевское клеймо не только превращает сам механизм в произведение искусства, но и повышает эксплуатационные характеристики часов.
А на этом сегодня все, продолжение следует...