Многие предприниматели считают, что ведение бизнеса через ООО позволяет полностью исключить личную ответственность участника за долги компании. Да, в статье 56 Гражданского кодекса РФ установлено, что участник юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам участника. Поэтому многие полагают, что участник будет нести ответственность за долги компании исключительно в пределах стоимости своей доли (что на практике чаще всего в пределах 10 000 рублей). И это действительно так до тех пор, пока компания работает и исполняет свои обязательства, в том числе в части погашения задолженности.
Однако все меняется, когда компания становится неспособной отвечать по своим обязательствам и признается банкротом. В указанном случае контролирующее лицо (участник или директор) может быть привлечен к ответственности за долги компании при наличии 2 условий:
1. Имущества компании недостаточно для погашения долгов,
2. К банкротству компании привели виновные действия (бездействия) контролирующего лица. Факт наличия вины в действиях (бездействии) контролирующего лица доказывает кредитор (уполномоченный орган).
Случаи, когда участник может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам общества:
1. когда он с воими действиями (бездействием) довел общество до банкротства , например: одобрил заключение сделки на невыгодных для компании условиях или с неспособным исполнить обязательства лицом (фирмой-однодневкой) либо дал указания на совершение явно убыточной операции, существенно ухудшил положение должника после возникновения признаков банкротства, т.е. в результате его действий (бездействия) размер обязательств стал значительно больше размера активов, одобрил сделку, являющуюся значительной для должника и существенно убыточной для него,
2. Не инициировал собрание участников для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве (не принял самостоятельного решения),
3. Нарушил требования Закона о несостоятельности (банкротстве) , например не оспорил подачу в арбитражный суд заявления о банкротстве при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов, не оспорил необоснованные требования кредиторов,
4. оплатил долю неденежными средствами , при этом их стоимость была завышена. В данном случае срок ответственности составляет три года с момента регистрации общества или с момента увеличения уставного капитала,
5. не внес (не полностью внес) дополнительный вклад .
Еще один случай, когда участник общества может быть привлечен к ответственности за долги компании – когда он совершил недобросовестные или неразумные действия, в результате которых общество, исключенное из ЕГРЮЛ, не исполнило обязательства (т.е. участник принял решение о ликвидации общества при наличии у него долгов).
Руководитель должника (директор) может быть привлечен к субсидиарной ответственности в случаях:
1. невозможности полностью погасить требования кредиторов: когда в результате действий директора п оявились признаки банкротства или утрачено имущество, за счет которого могли бы быть удовлетворены требования кредиторов (например, заключил сделку на невыгодных условиях или с неспособным исполнить обязательства лицом (фирмой-"однодневкой") либо дача указаний на совершение явно убыточной операции,
2. существенно ухудшил положение должника после возникновения признаков банкротства (в результате его действий (бездействия) размер обязательств стал значительно больше размера активов),
3. причинил существенный вред кредиторам совершенной им сделкой (например, по цене существенно ниже рыночной),
4. не передал управляющему всю документацию должника либо передал документацию, содержащую недостоверную информацию,
5. не внес в ЕГРЮЛ или ЕФРСФДЮЛ сведения , которые повлияли на проведение процедуры банкротства.
Привлечь руководителя компании к субсидиарной ответственности можно за его действия, со дня совершения которых прошло не более 10 лет.
И еще: привлечь к субсидиарной ответственности можно не только контролирующее лицо (бенефициара), но и членов его семьи. В июне 2020 г. вышел свежий Обзор судебной практики Верховного суда РФ, в рамках которого высшая судебная инстанция подтвердила, что родственников, которым контролирующее лицо подарило свое имущество, можно привлечь к солидарной ответственности по долгам последнего.
Одним из громких судебных дел, связанных с привлечением контролирующего лица и его родственнников к субсидиарной ответственности стало дело № А40-131425/2016 (Арбитражный суд Москвы). В рамках этого дела 20 октября 2020 г. Арбитражный суд вынес решение о привлечении к субсидиарной ответственности сыновей директора обанкротившейся компании.
Компания-банкрот заключала фиктивные договоры субподряда, посредством которых директор скрывал денежные средства, которые в дальнейшем выводил на счета аффилированной компании, директором и единственным участником которой балы его жена. Суды установили, что именно это стало причиной банкротства компании. На выведенные деньги родители приобрели недвижимость и транспортные средства, которые в последующем подарили двум своим сыновьям. Первоначально к субсидиарной ответственности были привлечены директор компании-банкрота и его супруга, а позже (20.10.2020 г.) суд привлек к субсидиарной ответственности и сыновей п о обязательствам на сумму 93 111 576,40 руб.
В вышеуказанном обзоре Верховный суд также подтвердил тот факт, что д олг наследодателя, возникший в результате привлечения его к субсидиарной ответственности, входит в наследственную массу.
С учетом изложенного, думаю, что стоит хорошо подумать, прежде чем соглашаться быть «номинальным директором», подписывать документы «не читая» и принимать решения, не оценив возможные риски и последствия.