По евангельскому чтению от Луки (91 зачало, Лк. 18: 18-27)
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 18-27).
В отличие от множества других мест Евангелия, где говорится о Небесном Царстве, в этом фрагменте несколько раз произносится: «Царство Божие» и «вечная жизнь», которая связана с ним. Иисус Христос идет в Иерусалим провозглашать его. И множество народа присоединяется к Иисусу, в том числе и богатый юноша из знатной семьи, который жил до этого праведной жизнью, в чем он, безусловно, пример для нынешних христиан. Но в то же время юноша чувствует, что сама по себе праведная жизнь – это еще не все, и есть нечто такое, чего ему не хватает. Он стоит на пороге Царства Божьего, готовый для него, но не знает, как ему войти, и этим выгодно отличается от большинства из нас, кто только начинает свой путь, ведущий к порогу Царства.
А для Иисуса и его ближайших учеников все ясно: скоро, совсем скоро! Вот только дойдем, взойдем, войдем – и: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его!» Только по-разному себе это люди представляют. Но все едины: не надо жалеть ни об имуществе, ни о родственных связях, ни о положении в обществе . Всего будет стократ и лучше: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29) .
Так жили первые христиане – в напряженном ожидании пришествия Христа и наступления царства Божия. А оно, это Царство, «внутрь вас есть» (Лк. 17:21) , если строить жизнь по воле Божией, по правилам Его любви к людям.
Но потом ожидание наступления Царства на земле в обозримые исторические сроки в конце концов – согласно концепции популярнейших тогда неоплатоников, – было перенесено в «загробную жизнь»: здесь, на земле, мол, уже ничего путного не будет...
И до нас дошло это мироощущение, и поэтому мы не живем по-христиански, надеясь только на небесное воздаяние за исполнение правил.
Но Христос ясно говорит о том, что Его Царство и вечная жизнь обещаны нам, Он завет нас, Он побуждает нас трудиться ради Царства и вечной жизни – трудиться над собой, над своей жизнью, над тем делом, которое Он нам поручает, чтобы каждый мог стать участником Его Царства!
«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18), – спрашивает юноша Христа.
А ответ простой... В том числе – быть неравнодушным, к тому, что творится вокруг. Но при этом и себя, и свои поступки – всю свою жизнь сверять со словами Христа.
Иеромонах Венедикт (Мочалов)
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить «Like», а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блог в Яндекс Дзен, оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.