Знакома ли вам ситуация: планируется продажа/приобретение дорогостоящего оборудования/недвижимости/иного имущества, вы находите потенциального контрагента и начинаете вести с ним переговоры, тратите уйму времени и ресурсов на подготовку к встречам и их проведение, ездите/летаете на переговоры, а по итогу получаете отказ от заключения договора, при чем пустой такой отказ, ничем не обоснованный и не мотивированный?
Ваши время и иные ресурсы потрачены впустую. Что делать в такой ситуации, как наказать недобросовестного контрагента, который водил вас за нос?
Немногие знают (а зря!), что в гражданском праве есть инструмент преддоговорной ответственности. Многие считают, что ответственность возникает только на основании договора и в связи с его нарушением (не рассматриваем здесь ответственность вследствие причинения вреда), однако привлечь потенциального контрагента можно и до заключения договора с ним. На каком основании и в каком порядке – поговорим в этой статье.
Что такое преддоговорная ответственность? Это ответственность, предусматривающая возмещение убытков одной стороной переговоров о заключении договора , ведущей себя недобросовестно, другой стороне.
Этот вид ответственности предусмотрен ст.434.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и установлен в целях предотвращения недобросовестного поведения на стадии переговоров о заключении договора. Основой для введения такого института стала положительная практика его применения в иностранных правопорядках.
Законом определены основные принципы ведения переговоров в рамках заключения договора (ст.434.1 ГК РФ):
1. Свобода лиц, участвующих в переговорах,
2. Добросовестность лиц, участвующих в переговорах,
3. Самостоятельное несение каждой стороной расходов, связанных с проведением переговоров.
Обязанность возместить убытки наступает тогда, когда сторона, которая ведет переговоры, действует недобросовестно или вступает в переговоры, не имея цели заключения договора (например, с целью получения коммерческой и иной информации).
Под недобросовестными действиями при проведении переговоров понимаются:
1) предоставление стороне неполной или недостоверной информации, в том числе умолчание об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны;
2) внезапное и неоправданное прекращение переговоров о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Убытками, подлежащими возмещению недобросовестной стороной, признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с ведением переговоров, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом (например, если второй потенциальный контрагент, условия которого были для вас приемлемы, заключил договор с другим лицом).
При рассмотрении требований о взыскании убытков в рамках данной категории дел суды оценивают вопрос о том, имела ли сторона, вступившая в переговоры, намерение заключить договор: в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 г. суд указывает на то, что недобросовестным признается поведение, когда лицо вступает или продолжает переговоры, хотя оно знает или должно знать, что оно уже не будет заключать договор, по крайней мере, с этим контрагентом. Например, если сторона изначально не имела намерения заключать договор либо впоследствии утратила это намерение, но не сообщила об этом своему контрагенту и продолжала создавать видимость намерения заключить договор именно с этим контрагентом, запрашивая лучшую цену и иные улучшения оферты, хотя к моменту такого запроса она знала или должны знать, что оферта не будет принята ни при каких условиях.
Что будет свидетельствовать о недобросовестном поведении: если сторона совершает действия, свидетельствующие о том, что договор будет заключен при достижении определенных условий (например, ведет переписку, в рамках которой согласует условия, обменивается коммерческими предложениями, протоколами разногласий), а затем без разумных и объяснимых оснований отказывается вести дальнейшие переговоры.
Что будет являться доказательствами:
- протоколы и аудиозаписи встреч,
- переписка (важно, чтобы она велась с официальных адресов сторон),
- соглашение о порядке ведения переговоров (ниже – о том, что это),
- свидетельские показания.
А если ваш отказ или отказ потенциального контрагента вызван тем, что предлагаемые условия являются неприемлемыми? Неужели суд и в это случае взыщет убытки? – нет, суды взыскивают убытки только при недобросовестном поведении.
Верховный суд РФ (в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 305-ЭС19-19395 по делу N А40-98757/2018 ) указал, какие обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о недобросовестном поведении:
- одновременное ведение переговоров с несколькими потенциальными контрагентами. Сами по себе переговоры лица с несколькими контрагентами и выбор одного из них не могут служить основанием для возмещения им убытков контрагенту, с которым договор заключен не был,
- непредоставление одной стороной другой стороне информации о том, что она ведет параллельные переговоры с другими лицами, а также отсутствие предложения заключить сделку на условиях, которые предложил другой контрагент. Однако в случае, когда стороны заключили соглашение о порядке ведения переговоров, в котором предусмотрели условие об эксклюзивности переговоров, и впоследствии вторая сторона нарушила его, такие действия являются недобросовестным. В таких случаях лицо, нарушившее соответствующее условие, обязано возместить причиненные ему убытки,
- выход из переговоров без объяснения причин либо на поздней стадии переговоров не свидетельствуют о неоправданном прекращении переговоров и недобросовестности ее действий.
Таким образом, суды оценивают добросовестность стороны индивидуально в каждом конкретном случае на основании доказательств, представляемых сторонами.
Поэтому, если вы планируете заключить важную сделку и ведете переговоры с потенциальными контрагентами, рекомендую:
1. Заключить соглашение о порядке ведения переговоров – в дальнейшем сэкономите время, деньги и нервы (оно как минимум позволит вести переговоры по заранее определенным правилам и сценарию, как максимум станет основой для взыскания убытков),
2. Вести протоколы и аудиозапись совместных встреч,
3. Вести переписку и переговоры с официальных адресов и номеров от имени уполномоченных лиц,
4. При отсутствии соглашения о ведении переговоров довести до контрагента и получить от него информацию об уполномоченных лицах (с контактными данными).
Рекомендуемые для включения в соглашение о порядке ведения переговоров условия:
- требования к добросовестному ведению переговоров,
- порядок распределения расходов на ведение переговоров,
- порядок проведения встреч (периодичность, место, фиксация итогов),
- порядок и сроки ответов на запросы,
- ориентировочные сроки ведения переговоров,
- перечень уполномоченных лиц и их контактные данные,
- ответственность (штрафы, неустойки) за нарушение условий соглашения.
Ведите переговоры продуктивно и правильно.
Удачи Вам и Вашему бизнесу.