На вопрос: «где хранятся сокровища Наполеона?», историки и кладоискатели отвечают по-разному. Кто-то задумчиво чешет репу, кто-то выдвигает нелепые теории и домыслы или ищет новые следы на заметенных снегом дорогах… Я этого делать не буду, а предложу конкретный план действий.
Клад Наполеона давно не дает покоя не только профессиональным археологам, но и черным копателям. Документов никому найти не удалось, хотя этим вопросом задавались как зарубежные писатели (Оноре де Бальзак, Вальтер Скотт), так и российские историки и публицисты. Два века этот вопрос остается риторическим, и никто: ни ученые, ни писатели, ни кладоискатели не могут разогнуть вопросительный знак. Но главное, что сокровища действительно были…
Первым о них написал адъютант Наполеона Филипп-Поль де Сегюр: «...Нам пришлось бросить в Семлевском озере вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест Ивана Великого. Трофеи стали нас тяготить». Повышенное содержание серебра в мутной воде Семлёвского озера невольно наводит на мысли: где нужно искать в первую очередь… Кстати, даже экстрасенсы настойчиво указывают на это место.
По официальным данным российского МВД, «московская добыча» Наполеона составила 18 пудов золота, 325 пудов серебра, церковную утварь, драгоценные камни, старинное оружие и посуду.
В Российской империи поиски несметных сокровищ велись и в XIX веке. В свое время Смоленский генерал-губернатор Н.И. Хмельницкий снарядил на поиски экспедицию, затем помещица Плетнева пыталась найти сокровища. Поиски были неудачными. В 1960-х они возобновились, продолжались 20 лет и тоже оказались бесплодными. Приезжали в смоленщину и столичные инженеры, которые тщетно искали способ изучения дна озера. Но тогда это технически было невозможно. Дело в том, что дна у Семлевского озера как бы и нет. Оно словно слоеный пирог, в котором каждый слой воды перемешивается со слоем песка и ила, и так все глубже, глубже… Озерная взвесь, глина — и под ней снова вода…
Кстати, не так давно французы предложили помощь. Мол, у нас развита подводная археология, мы профессионально проводим подводные исследования. Мы резонно отказались. Это уже большая политика. Тут нужно действовать самим и сообща.
Вспомним, хотя бы как будучи премьер-министром РФ Владимир Путин погрузился с аквалангом на дно Таманского залива, где обнаружил две амфоры VI века.
Никто не говорит, что исследование Семлёвского озера – простая задача, но решать ее нужно на государственном уровне. Например, снарядить подводную археологическую экспедицию под эгидой русского географического общества, которое, как известно, возглавляет действующий глава военного ведомства… Если к данному вопросу подключить Минобороны, МЧС, олигархов и профессиональных археологов, волонтеров-кладоискателей… ну и разумеется… минкульт… тогда мы поднимем с мутных глубин смоленщины национальное достояние. Или окончательно убедимся в том, что несметных сокровищ там нет и продолжим поиски в Бобровском, Святом, Лесном, Ореховом озерах, реке Березине и в местечке Селище…