На экранах российских кинотеатров вовсю бушует «Огонь». Это новый фильм режиссера Алексея Нужного, посвященный работе современных огнеборцев. Проще говоря, пожарных. Но не простых, а тех, кто трудится в некой федеральной структуре под названием «Лесоохрана». Хотя проницательный зритель сразу догадается, что под этой вывеской авторы картины зачем-то скрыли замечательную и уважаемую всеми организацию, именуемую МЧС. Впрочем, от перемены местами названий суть дела не меняется. Перед нами – зрелищный и увлекательный рассказ о том, как борются с огненной стихией современные отечественные пожарники. Правда, однажды мне по секрету сказали, что люди этой профессии не очень-то любят, когда их так именуют.
Однако стоит заметить, что именно пожарным отечественный кинематограф задолжал по части освещения их рискованного, а порою и жертвенного труда. Можно вспомнить фильм конца 1960-х – «Влюбленные» и картину начала 1980-х годов «Тревожное воскресенье». Мелькнут в воспоминаниях отдельные эпизоды фильмов-катастроф – «Экипаж», «34-й скорый» - в которых действуют люди этой героической профессии, которых мы в случае беды в прошлом веке вызывали по телефону 01. Была, правда, недавно попытка поведать нам в одном из сериалов про трагически известный пожар в московской гостинице «Россия», но это инцидент стал всего лишь эпизодом. В этой тематической зоне наш заокеанский соперник Голливуд оказался куда отзывчивей.
И вот на экране два часа безостановочного экранного действия. Люди в защитных костюмах, масках и шлемах сражаются (иного слова не подберешь) с огнем. Законы подобных экранных форматов известны: чтобы зрители увлеченно следили за перипетиями судьбы главных персонажей, они должны: a ) их получше узнать; б) желательно, полюбить. Чему и посвящены начальные эпизоды картины, в которых мы узнаем о том, что Константин Хабенский играет начальника некоего подразделения пожарных. И зовут его Алексей Павлович Соколов., У него есть дочь Катя (Стася Милославская), которая крутит любовь с неким нагловатым новобранцем лесоохраны по имени Роман Романович (его играет внук великого Олега Иван Филиппович Янковский). Вы уже догадались о том, что последует дальше. Любовь и огонь пересекутся в пространстве фильма самым прямым образом. Подразделение Соколова срочно вылетает на очередной очаг возгорания в Карелию, и заботливый отец решает увезти с собою кандидата в женихи дочери…
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о перспективах конфликта двух вероятных родственников. А это, в свою очередь, наводит зрителей на мысль о знакомости подобной фабульной коллизии. Когда же с экрана в адрес огнеборцев летит реплика одного из жителей деревни Ольхово «Армагаддеон какой-то!», то все встает на свои места и нетрудно догадаться, как Соколов-старший будет перевоспитывать по ходу выполнения сложного и опасного задания Романа. А тот, в свою очередь, на глазах у зрителей из безалаберного юнца превращается в ответственного и решительного юношу. А бедная Катюша будет вздыхать о нем и беспокоится в центральном штабе борьбы с огнем по всей стране.
Но и это еще не все, потому что по сценарию пожарным придется спасать жителей деревни от надвигающегося верхнего огня, который они потушить не в силах. Здесь-то и возникли у меня первые сомнения относительно соответствия показанных усилий персонажей картины тому, как в реальности борются с пожарами подразделения МЧС. Не говоря уже о том, что непонятно: как в век мобильников подразделение Соколова могло остаться без связи с центром, а в деревне Ольхово при нагрянувшей огневой беде справляют свадьбу. Отношения наших «огненных» героев с мирным населением поначалу никак не складываются, но затем они берут на себя всю ответственность и пытаются спасти всех жителей. А для пущего драматизма один из пожарных усаживает в разбитый автобус роженицу (Ирина Горбачева очень талантливо страдает в этой безымянной роли) вместе с ее матерью (Екатерина Дмитриева) и отважно едет навстречу пожару через лес. И чем дальше в лес, тем больше сюжетных «дров» наломали авторы картины, лишая ее элементарной житейской логики и попыток рационально, а не эмоционально, повествовать о том, как люди остаются практически один на один с огнем.
Эпизоды, увиденные во второй части фильма «Огонь», естественно, не могут не задеть зрительских чувств. Одна трагическая ситуация сюжетно надвигается на другую. Все вот-вот сгорит в пламени бушующего лесного пожара. Но даже в этом кромешном аду любой пожарник мог бы догадаться о том, что нельзя никак сливать вертолетное топливо на землю, когда в нескольких метров от этого места бушует огонь. О том, что могло бы произойти дальше зрители могут вспомнить сами, если они помнят финал картины «Крепкий орешек-2». И тогда никакой вертикальный взлет не спасет воздушное судно, если из его внутренностей (даже в полете) хлещет струя горючего…
Без жертв по ходу сюжета, тем не менее, создатели фильма «Огонь» все же не обошлись. Пострадали многие из тех, с кем мы успели познакомиться по ходу просмотра. Но и финал при всей его скрытой пафосности все же оставляет вопросы относительно того: каким образом персонажи избавляются за считанные дни от последствий полученных ожогов? Это даже не замечание, а размышление вслух. Ведь в нашей стране героем может стать любой, даже тот, кто оказался в центра очага возгорания безо всякой термической защиты. Не уверен, что после проката фильма «Огонь» увеличится число абитуриентов в Петербургском университете МЧС. Но то, что нынче мы имеем весьма наглядное представление о том, как опасен любой лесной пожар, и какими жертвами он может обернуться, это факт. Впрочем, на эту тему давным-давно Михаил Калатозов уже снял великолепный фильм. Назывался он «Неотправленное письмо». Было это 62 года назад. Техника тушения с той поры ушла далеко вперед (что мы и видим в фильме «Огонь»). А вот главное осталось незыблемым: противостоять огненной стихии могут только мужественные и решительные люди. Как бы в просторечии мы с вами их бы не называли.
Сергей Ильченко