Всем доброго времени суток!
Сегодня хотел бы рассказать о "Ту-144" — лайнеру, который совместно с британо-французским "Конкорд" открыл эпоху сверхзвукового гражданского самолётостроения; о том, как самолёт разрабатывался, о первом полёте, катастрофах и о том, как и почему этот легендарный лайнер всё же был выведен из эксплуатации. Полетели!
Ну а перед тем, как начать, советую прочитать мою последнюю статью, посвящённую единственном в своём роде летающем танке, созданным советскими конструкторами.
История создания
Идея создания гражданских сверхзвуковых самолётов особенно сильно начала интересовать конструкторов в начале-середине 1950-х годов; в 1956-м в Великобритании был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам с целью создания проекта пассажирского сверхзвукового лайнера.
В 1962 году совместными усилиями Великобритании и Франции был создан проект "Конкорд"; при его создании были заимствованы некоторые конструктивные особенности опытного британского истребителя "Fairey Delta 2": конструкция крыла, высокое шасси, опускаемый нос.
Советские специалисты знали о британо-французском проекте — его макеты неоднократно появлялись на различных авиационных выставках. В СССР велись исследования похожего лайнера аж сразу в нескольких конструкторских бюро. Они завершились тем, что в 1963 году вышло постановление о создании сверхзвукового пассажирского "Ту-144" и наладить его серийное производство.
Строительство первого опытного образца было начато в 1965 году. После того, как "Конкорд" был впервые представлен публике, верхушкой СССР было решено максимально ускорить работы.
Первый полёт опытного образца состоялся в декабре 1968 года, на 2 месяца раньше "Concorde".
Серийное производство
Перед запуском серийного производства, первоначальная конструкция лайнера претерпела колоссальные изменения и доработки, например было полностью переделано крыло и увеличена вместимость.
В 1975 году авиакомпания "Аэрофлот" приступила к полноценной эксплуатации лайнера, перевозя почту и пассажиров из Москвы в Алма-Ату и обратно.
Всего в период с 1967 по 1984 год было выпущено 16 экземпляров авиалайнера.
Авиакатастрофы
1. Ле-Бурже
3 июня 1973 года серийный "Ту-144" разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле-Бурже . По одной из версий, лайнер совершил слишком резкий манёвр, чтобы избежать столкновения с подлетевшим на минимальное расстояние французским самолётом-разведчиком "Мираж-3", который проводил съёмку лайнера. В результате "Ту-144" ушёл в пике, а через несколько секунд развалился в воздухе на глазах у тысяч зрителей. Экипаж лайнера погиб.
После этой аварии была доработана конструкция крыла.
2. Катастрофа под Егорьевском
23 мая 1978 года лайнер выполнял контрольно-приёмочный полёт перед тем, как быть переданным для пассажирских перевозок. Однако во время отработки очередного пункта программы испытаний на борту начался пожар, который быстро распространялся по внутренним отсекам. Лётчики-испытатели сумели посадить горящую машину на поле неподалёку от Егорьевска и эвакуироваться. В катастрофе погибли два члена экипажа, самолёт был уничтожен пожаром. Причиной послужило разрушение топливопровода.
3. Авария во время испытательного полёта
31 июля 1980 года во время очередного испытательного полёта у Ту-144, вылетевшего с аэродрома «Раменское», на сверхзвуковом режиме на высоте 16 тыс. метров произошло разрушение одного из двигателей. Экипаж с большим трудом смог взять ситуацию под контроль, вывести самолёт из пикирования и успешно посадил его. Двигатели Ту-144Д отправили на доработку.
Конец эксплуатации
Тем не менее, несмотря на свою современность, у такого новшества, как сверхзвуковые перевозки пассажиров, определённо были свои минусы.
Во-первых, лайнеры потребляли очень много керосина. Также само обслуживание "Ту-144" обходилось дороже, чем у остальных.
Во-вторых, строительство обходилось в несколько раз дороже обычных лайнеров, так как для строительства сверхзвуковых лайнеров используются дорогие высокотехнологичные компоненты.
В-третьих, билеты на "Ту-144" были весьма дорогими и позволить себе их мог далеко не каждый (например, билет на рейс Москва—Алма-Аты стоил около 68 рублей).
Ну и наконец в-четвёртых, лайнеры превышали максимально допустимый уровень шума, особенно при взлёте, а также выбрасывали большое количество выхлопных газов.
В совокупности все эти факты привели к завершению эксплуатации лайнера в июне 1978 года.
На этом всё. Так и закончилась история отечественных сверхзвуковых пассажирских перевозок. К слову сказать, уже упомянутый ранее "Конкорд" постигла та же участь — он столкнулся с почти теми же проблемами и был выведен из эксплуатации в ноябре 2003 года.
Спасибо, что дочитали! Если вас заинтересовала/интересует тема пассажирских сверхзвуковых лайнеров, советую прочитать одну из моих статей, в которой я подробно описывал отличия "Ту-144" от "Конкорда". Всем ещё раз большое спасибо и хорошего дня! :)