Найти в Дзене
Аэрофилия

Ту-144 — история одного из самых неудачных самолётов в истории

Всем доброго времени суток! Сегодня хотел бы рассказать о "Ту-144" — лайнеру, который совместно с британо-французским "Конкорд" открыл эпоху сверхзвукового гражданского самолётостроения; о том, как самолёт разрабатывался, о первом полёте, катастрофах и о том, как и почему этот легендарный лайнер всё же был выведен из эксплуатации. Полетели!
Ну а перед тем, как начать, советую прочитать мою
Оглавление

Всем доброго времени суток!

Сегодня хотел бы рассказать о "Ту-144" — лайнеру, который совместно с британо-французским "Конкорд" открыл эпоху сверхзвукового гражданского самолётостроения; о том, как самолёт разрабатывался, о первом полёте, катастрофах и о том, как и почему этот легендарный лайнер всё же был выведен из эксплуатации. Полетели!

Ну а перед тем, как начать, советую прочитать мою последнюю статью, посвящённую единственном в своём роде летающем танке, созданным советскими конструкторами.

История создания

Идея создания гражданских сверхзвуковых самолётов особенно сильно начала интересовать конструкторов в начале-середине 1950-х годов; в 1956-м в Великобритании был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам с целью создания проекта пассажирского сверхзвукового лайнера.

В 1962 году совместными усилиями Великобритании и Франции был создан проект "Конкорд"; при его создании были заимствованы некоторые конструктивные особенности опытного британского истребителя "Fairey Delta 2": конструкция крыла, высокое шасси, опускаемый нос.

-2

Советские специалисты знали о британо-французском проекте — его макеты неоднократно появлялись на различных авиационных выставках. В СССР велись исследования похожего лайнера аж сразу в нескольких конструкторских бюро. Они завершились тем, что в 1963 году вышло постановление о создании сверхзвукового пассажирского "Ту-144" и наладить его серийное производство.

-3

Строительство первого опытного образца было начато в 1965 году. После того, как "Конкорд" был впервые представлен публике, верхушкой СССР было решено максимально ускорить работы.

Первый полёт опытного образца состоялся в декабре 1968 года, на 2 месяца раньше "Concorde".

-4

Серийное производство

-5

Перед запуском серийного производства, первоначальная конструкция лайнера претерпела колоссальные изменения и доработки, например было полностью переделано крыло и увеличена вместимость.

В 1975 году авиакомпания "Аэрофлот" приступила к полноценной эксплуатации лайнера, перевозя почту и пассажиров из Москвы в Алма-Ату и обратно.

Всего в период с 1967 по 1984 год было выпущено 16 экземпляров авиалайнера.

Авиакатастрофы

1. Ле-Бурже

-6

3 июня 1973 года серийный "Ту-144" разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле-Бурже . По одной из версий, лайнер совершил слишком резкий манёвр, чтобы избежать столкновения с подлетевшим на минимальное расстояние французским самолётом-разведчиком "Мираж-3", который проводил съёмку лайнера. В результате "Ту-144" ушёл в пике, а через несколько секунд развалился в воздухе на глазах у тысяч зрителей. Экипаж лайнера погиб.

-7

После этой аварии была доработана конструкция крыла.

2. Катастрофа под Егорьевском

-8

23 мая 1978 года лайнер выполнял контрольно-приёмочный полёт перед тем, как быть переданным для пассажирских перевозок. Однако во время отработки очередного пункта программы испытаний на борту начался пожар, который быстро распространялся по внутренним отсекам. Лётчики-испытатели сумели посадить горящую машину на поле неподалёку от Егорьевска и эвакуироваться. В катастрофе погибли два члена экипажа, самолёт был уничтожен пожаром. Причиной послужило разрушение топливопровода.

3. Авария во время испытательного полёта

31 июля 1980 года во время очередного испытательного полёта у Ту-144, вылетевшего с аэродрома «Раменское», на сверхзвуковом режиме на высоте 16 тыс. метров произошло разрушение одного из двигателей. Экипаж с большим трудом смог взять ситуацию под контроль, вывести самолёт из пикирования и успешно посадил его. Двигатели Ту-144Д отправили на доработку.

Конец эксплуатации

-9

Тем не менее, несмотря на свою современность, у такого новшества, как сверхзвуковые перевозки пассажиров, определённо были свои минусы.

Во-первых, лайнеры потребляли очень много керосина. Также само обслуживание "Ту-144" обходилось дороже, чем у остальных.

Во-вторых, строительство обходилось в несколько раз дороже обычных лайнеров, так как для строительства сверхзвуковых лайнеров используются дорогие высокотехнологичные компоненты.

В-третьих, билеты на "Ту-144" были весьма дорогими и позволить себе их мог далеко не каждый (например, билет на рейс Москва—Алма-Аты стоил около 68 рублей).

Ну и наконец в-четвёртых, лайнеры превышали максимально допустимый уровень шума, особенно при взлёте, а также выбрасывали большое количество выхлопных газов.

В совокупности все эти факты привели к завершению эксплуатации лайнера в июне 1978 года.

-10

На этом всё. Так и закончилась история отечественных сверхзвуковых пассажирских перевозок. К слову сказать, уже упомянутый ранее "Конкорд" постигла та же участь — он столкнулся с почти теми же проблемами и был выведен из эксплуатации в ноябре 2003 года.

Спасибо, что дочитали! Если вас заинтересовала/интересует тема пассажирских сверхзвуковых лайнеров, советую прочитать одну из моих статей, в которой я подробно описывал отличия "Ту-144" от "Конкорда". Всем ещё раз большое спасибо и хорошего дня! :)