Найти тему
Иван Загребин

Участник Сталинградской битвы Яшуков. Ч. 2-я

Оглавление

Сталинградская битва – символ несокрушимости России, величия русского духа… С каждым годом уходят из жизни участники этого великого сражения. Тем важнее сохранить память о нём.

Это продолжение материала. НАЧАЛО СМ. ТУТ.

Мне повезло лично знать многих фронтовиков, в том числе одного из участников Сталинградской битвы Владимира Павловича Яшукова (к сожалению, сейчас его уже нет в живых). О том великом сражении он рассказывал мне в 2009 и 2010 годах. Итак...

2009 год. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, ветеран Южно-Уральского государственного университета Владимир Павлович Яшуков (1924 – 2010). Фото автора.
2009 год. Ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, ветеран Южно-Уральского государственного университета Владимир Павлович Яшуков (1924 – 2010). Фото автора.

Вот что ещё вспоминал фронтовик:

«Мы отходили к Дону. На марше бомбили и обстреливали немцы. Отходили с потерями. У некоторых машин отказала ходовая часть – установки пришлось взорвать, чтоб не попали в руки врагу – «катюши» были секретным оружием. Мост через Дон разрушен авиацией противника, начали наводить переправу – строили плоты, для чего разбирали бревенчатые дома, брошенные жителями. Переправили личный состав и машины. За эту переправу командир батареи Фёдор Кузьмич Поздняков награждён орденом Красного Знамени, солдаты – медалями. При наведении переправы помню такой случай: мы таскали брёвна, сильно устали, поздний вечер, темно и довольно холодно, все продрогли. Вдалеке приметили костёр – его развели солдаты другой части, тоже наводившие переправу. Я предложил старшине сходить к костру погреться, но он меня остановил – ведь в темноте огонь хорошо виден – прекрасный ориентир. И точно – враг сбросил туда бомбу, были убитые и раненые.

За Сталинград шли ожесточенные бои. Отчетливо помню, как горела нефть, разлившаяся по Волге из разбомбленного нефтехранилища. Бомбардировки жуткие, Сталинград полностью в руинах, наши войска несли тяжёлые потери.

По приказу командования мы много раз наносили удары по скоплениям вражеской техники и живой силы. Команда «По машинам!» – и выдвигаемся на позиции. Хотя я был связистом, помогал боевым расчётам заряжать «катюши», ставить реактивные снаряды на направляющие. Личному составу команда – «В укрытие!», ведь возле гвардейских миномётов во время стрельбы находиться опасно. Прятались в окопах или в оврагах. В кабине – только командир орудия и водитель. Давали залп – и скорей снова по машинам. Ведь когда «катюши» стреляют, они сами себя демаскируют: днём долго виден столб дыма, ночью – пламя. Немцы нас засекали, открывали ответную стрельбу. Но мы успевали уже отъехать, поэтому доставалось тому месту, откуда мы только что вели огонь.

И вот 19 ноября 1942 года – долгожданное наступление. К нему готовились тщательно – это чувствовалось во всём.

Помню, подняли нас рано, часов в шесть утра. Сначала авиация нанесла удар по врагу, затем мощный артиллерийский обстрел – и наши войска пошли в наступление. Сложно описать чувства, которые мы тогда испытывали – конечно, были радость и гордость!

2 февраля 1943 года Сталинградская битва завершилась полным разгромом группировки немецко-фашистских войск и пленением генерал-фельдмаршала Паулюса».

(окончание следует)