Найти в Дзене
Андрей К

"Черная деревня". Продолжение

фото автора
фото автора

2 года назад опубликовал свой рассказ. Начало тут.

Отзывы читателей были положительными, просили продолжения. Но я - не платный блогер, выдающий на-гора любой объем букв в тему и не в тему. Пишу по мере того, как мысли, облеченные в слова, уже не могу удержать внутри. Заранее прошу прощения за то, что скорость написания может не соответствовать вашим ожиданиям.

Черная деревня – продолжение…

Разбив палатку неподалеку от пункта назначения – Калиновки, трое друзей одновременно вскочили чуть свет: туман размывал очертания ориентиров, указывающих на урочище.

Каждый боялся признаться остальным в том, что спал весьма неспокойно и всю ночь мучился кошмарами. Пока Саша возился с завтраком, Олег с Игорем отправились на разведку. Вернулись с неутешительным результатом: судя по всему, речку перегородили бобровые плотины: местность была сильно заболочена, остатки старой дороги скрывались среди густой осоки.

Хлеб, тушенка, немного сыра, кофе в походном котелке и сигаретный дым – вот и весь завтрак. Обсудили перспективы. Несмотря на то, что до Калиновки рукой подать (чуть меньше пары километров), на машине туда путь заказан. Да и пешком – весьма проблематично было бы пробираться сквозь заболоченные заросли. Оставался вариант объезда по большой дуге. В этом варианте маршрут проходил через еще одно урочище – Малые Осинцы.

Саша помотал головой, отгоняя остатки кошмара. Обрывки ночных видений мелькали перед глазами. Тишину нарушил Олег:

- Ну что, мужики, собираемся, надо бы кладик сегодня цепануть: уж больно сон интересный сегодня видел…

Изображая напускное равнодушие к его словам, Игорь молча паковал вещи. Саша присоединился к нему. Через полчаса верная трудяга «Нива» везла друзей в направлении Малых Осинцев.

День прошел незаметно: несмотря на то, что деревня оказалась «битой», «улов» на троих оказался весьма неплохим: около 100 монет, включая царскую медь, серебро, ну и конечно, «ранние Советы». Немного металлопластики, пуговки, «конина» и другой «цветмет» - все отправилось в хабарницы. Почти весь улов удалось зацепить на совсем свежей распашке: судя по всему, готовилось поле для сева озимых. Несколько находок лежали прямо поверху, вывернутые из векового забвения плугом К-700.

И вроде бы, все сложилось удачно и до Калиновки оставалось с десяток километров объезда по неразведанной дороге, но сообща решили возвращаться домой. Общались мало, на всех нахлынула какая-то тяжелая усталость: Саша кивал головой за рулем, несколько раз проваливаясь в миллисекундный сон, и каждый раз машина опасно виляла по шоссе. Стемнело, и вдалеке показались огни цивилизации – родной город встречал копарей…

__//__

На следующий день Саша отправился к старым знакомым: заветным пыльным папкам городского архива. Неизменным «цербером» (как в шутку называл ее Саша) за большим столом восседала миловидная девушка по имени Елизавета. Елизавета Петровна. Саша как-то мельком видел ее отца, действительно очень похожего на Петра I весьма крупного, высокого мужчину. Не заметить его было сложно: такая же стремительная походка, громкий бас. Его дочь была противоположностью отца: невысокий рост, спокойные интонации в голосе. Но характер… Железо... Саше в свое время стоило огромного труда пробиться в архив, получив разрешение для своих изысканий. Пришлось ответить на все ее вопросы, честно глядя в глаза. Для полноты картины «Партизан на допросе» не хватало только прямого слепящего глаза света от настольной лампы образца 30-х годов.

После срабатывания системы опознавания «Свой-чужой», встроенной в Елизавету Петровну, видимо, с самого рождения, Саша был принят в ряды постоянных посетителей архива.

Каждый раз его визит в это здание, насквозь пропахшее старыми документами, пылью и характерным запахом казенщины, сопровождался ненавязчивым флиртом и комплиментами в адрес «Хозяйки архивной горы». Оба как бы играли в своеобразную игру-соревнование, стараясь блеснуть острой интеллектуальной шуткой.

- Елизавета Петровна, а вы смотрели в детстве фильм «Тайна железной двери»? – спрашивал Саша, открывая скрипящую дверь, ведущую в архив.

- Конечно же! Здравствуйте Александр, наконец-то вы к нам пожаловали! Принцесса уже совсем зачахла в этом замке.

- Так вот и я к чему веду: там мальчику нужно было пересчитать миллион спичек, чтобы стать волшебником. А вы тут поставлены, чтобы пересчитать, наконец, весь миллион папок?

- А то, Сашенька, все пальчики уже стерла за пересчетом папок, уже до двух миллионов счет довела, а волшебницей так и не стала. Вот печаль – сокрушалась Лиза. И где же мой принц бродит? Ты вот – женатый, весь такой правильный, идеальная была бы кандидатура для меня, но вот не случилось… А кто еще сюда заходит? Старперы-профессора, да молодые профурсетки-делопроизводители макулатуру свою везут и везут…

Да, кстати, Саша, помнишь – в прошлый раз ты папку листал? Так вот, по поводу Калиновки там еще парочка листов на полке нашлась, когда я дело на место убирала. Странные какие то, будто бред… Хотя печати на месте, в описи листы указаны… И вообще, бумаги «для служебного пользования» - должны в другом архиве храниться. Почитай - может, тебе что-то станет понятно?

Изящные тонкие пальцы Елизаветы Петровны положили на стол перед Сашей пожелтевшие листы. Саша глянул на них и побледнел…

__//__

«Начальнику ОГПУ Н…ского уезда… Председателя колхоза «Новый путь» (д. Калиновка), Хижняка… Докладываю… 12 августа 1932 года мною были встречены на окраине деревни Калиновка и препровождены к месту выполнения работ по электрификации в связи с Распоряжением за №… (неразборчиво), трое граждан, представившихся комсомольцами-электриками. Они поставлены на довольствие и в тот же день приступили непосредственно к выполнению своих обязанностей.

Данные лица быстро вошли в контакт с местным населением, показали хорошие знания электрической природы приборов, осуществление работ по радиофикации и электрификации было выполнено с опережением графика. Перерасхода выделенных материалов и хищений не выявлено.

Обращаю ваше внимание на наличие у данных граждан инвентаря, не задействованного непосредственно в выполнении вышеуказанных работ. Оборудование заграничное и предназначено, якобы, для изучения грунта на наличие проводимости (с их слов). Хотя в Распоряжении перед ними не ставилось такой задачи. Также, были выявлены следы поиска каких-то предметов (наличие раскопов, ям).

В связи с вышеизложенным, прошу провести проверку указанных лиц на предмет причастности к посторонней (а именно - шпионской деятельности).

Дата …должность…подпись.

Саша был настолько погружен в изучение этого документа и шокирован его содержанием, что только спустя некоторое время осознал себя сидящим в оцепенении. Лиза тревожно смотрела на него, на Сашином телефоне было несколько пропущенных вызовов от шефа. Окружающий мир для него просто перестал существовать. «Не может быть!» - закольцованно крутилась в мозгу одна и та же мысль.

По возможности, приняв нейтральное выражение лица, Саша силился придумать какую-нибудь шутку, чтобы отвлечь Лизу от его состояния и выйти из него самому. Шутка не шла.

- Чаю? – предложила Лиза.

- Не откажусь – ответил Саша.

Почаевничали, угостившись принесенным Сашей «Сникерсом».

- Что тебя так беспокоит? – спросила Лиза.

- Суровые были времена… - неопределенно протянул Саша.

- Это точно…

- Чем еще порадуешь, Елизавета Петровна?

- Вот, еще пара документов из той же папки. Я сбегаю ненадолго на обед, ладно, Саша? Веди себя хорошо, не хулигань!

Каблучки задорно зацокали по кафельному полу, удаляясь. Огромные шкафы, набитые чужими судьбами, быстро заглушили ее шаги.

Саша не мог унять дрожь в руках.

…Протокол следственно-розыскных мероприятий… Начальник ОГПУ Н…ского уезда, (звание – неразборчиво)… 14.08.1932 года были проведены следственно-розыскные мероприятия по заявлению председателя колхоза «Новый путь» гражданина Хижняка Д.Е. По существу дела выяснилось, что Хижняк Д.Е., приняв троих неизвестных граждан за электриков для проведения работ в соответствии с Распоряжением №…, не удостоверив их личность, допустил их к проведению вышеуказанных работ. Хотя в соответствии с другим распоряжением №… работы по электрификации д. Калиновка были перенесены на более поздний срок. Следовательно, указанные неизвестные граждане почти трое суток находились в колхозе «Новый путь», проживая и общаясь с местным населением, с невыясненными задачами. Опрос показал, что никто смог назвать фамилии и отчества данных граждан. Таким образом, они умело втерлись в доверие даже к должностным лицам.

В 4.20 утра 14.08.1932 г. в составе группы из троих оперуполномоченных и гражданина Хижняка Д.Е., мы приблизились к месту временного проживания указанной группы лиц. Нам было оказано сопротивление неизвестной маркой оружия, в результате чего неизвестным удалось скрыться. Погоня не увенчалась успехом, что показывает высокий уровень подготовки данных неизвестных как шпионов или агентов контрреволюции.

Обыск проведен в месте их проживания, бывшем доме кулака, с участием понятых (фамилии неразборчиво). В результате обыска были найдены батареи питания импортного производства, личные вещи (перечень прилагается), наличные деньги старого образца (царские монеты). В окрестности дома обнаружены свежие раскопы грунта.

Мною было направлено представление прокурору о возбуждении уголовного дела по статье «Халатность» по отношению к гр. Хижняку и разосланы ориентировки по беглецам. По истечении времени, никакого положительного ответа о местонахождении данной группы не получено.

Дата …должность…подпись…

Перечень предметов, изъятых при обыске... Понятые…

__//__

Во рту у Саши пересохло. Непослушными руками он кое-как налил остатки теплой воды из чайника, плеснул заварку. И замер.

«Неужели это был не сон»

Врут те, кто утверждает, что документы и вещи прошлого не могут говорить. Старая, покрытая пятнами плесени бумажка с прыгающим печатным шрифтом и грозными печатями «ОГПУ», «ДСП», «Особый отдел» - даже спустя 85 лет может произвести оглушительный эффект на читателя. А что было в то время, когда такой документ был способен бесповоротно изменить судьбу не одного человека?

Вот и в данный момент, сидя в теплом, сухом укрытии, в безопасном будущем, Саша отчетливо почувствовал на себе пристальный взгляд человека в фуражке с темно-синим околышем. По спине отчетливо поползли мурашки, а может быть – просто капли пота.

Лиза снова неслышно оказалась рядом, хотя стук ее каблуков обычно слышно за сто метров. Она была слишком увлечена беседой по телефону, чтобы заметить странный Сашин вид. Тем лучше. Еле кивнув ей на прощание и оставив недопитый остывший чай, Саша покинул помещение архива.