Найти тему
Карпинск Новости

Как строили церковь 180 лет назад, какие люди здесь бывали и чем они интересны. Рассказ певчей церковного хора. Часть1

Многие из наших читателей на протяжении долгих лет являются прихожанами церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, и нет, наверное, такого человека, который бы хоть раз не залюбовался её завораживающей красотой. Карпинцы эту церковь называют «маленькая», и действительно, по сравнению с Введенским собором она маленькая, но история её не менее интересна, чем история собора.

В этом году церкви во имя Казанской иконы Божией Матери исполняется 180 лет. К юбилейной дате мы начинаем серию публикаций из книги Татьяны Жуковой «И даст тебе Господь по сердцу твоему», в которой рассказывается о священниках и прихожанах нашей «маленькой» церкви.

Погост у стен церкви
Погост у стен церкви

В 1970-х годах на кладбище бывшего Богословского завода, ставшего городом Карпинском, развернулась стройка, потревожившая прах давно ушедших из этогомира жителей.

Бурные 90-е, перевернувшие всё в стране, перелопатили и на многострадальном кладбище возле церкви ещё не один десяток могил, оставив по периметру стен Казанскойзабетонированную траншею.

От старого дореволюционного кладбища, на котором когда-то построили церковь, осталось лишь то, что попало в церковную ограду. К «тихому пристанищу» притекли христиане, жившие здесь ещё недавно.

Справа от алтаря, немного в глубине, стоит восьмиконечный каменный крест на высоком постаменте – на этом месте похоронен священник: «Здесь покоится Протоиерей Алексий Степанович Бабин, скончался 1881 года, 19 января, 62 лет от роду. Мир праху твоему, добрый пастырь».

Крест на могиле Бабина
Крест на могиле Бабина

А ведь ещё за год до его смерти в списке настоятелей Введенского собора от 1880 года значился протоиерей Алексей Стефанович Бабин, о котором сообщалось, что ему 61 год, он окончил Пермскую семинарию и служит во Введенском соборе с 1860 года.

Рядом с протоиереем Алексеем Бабиным похоронены его сёстры, никогда не выходившие замуж и намного пережившие своего брата: «Здесь покоится священническая дочь девица Агриппина Степановна Бабина. Скончалась 1904 года, 16 апреля, 70 лет от роду. Здесь же покоитсясвященническая дочь девица Мариамна Степановна Бабина. Скончалась 1906 года, 13 октября, 78 лет от роду».

Возле дорожки, идущей вокруг храма, справа от алтарной апсиды видно новое современное надгробие с большим изображением священнослужителя с женой.Надпись на чёрной гранитной плите лаконична: «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь. Уваровы Александр Евлампиевич, диакон, 1872-1927 (и) Клавдия Онисифоровна (Луканина)». Диакон Александр был сыном священника Евлампия Уварова, 1840 года рождения, служившего 1880-х годах во Введенском соборе. Как и отец, диакон Александр служил в соборе. Женился на дочери священнослужителя ОнисифораЛуканина – Клавдии, родились дети – Виталий, Нина и Мария. Сын Марии (Уваровой) Воеводкиной– Александр Львович Воеводкин умер сравнительно недавно, в 2005 году. Его дети Иван и Любовь – те, кто установил новый памятник на старом кладбище возле Казанской.

Это современное надгробие на старой могилке
Это современное надгробие на старой могилке

Воспоминания Любови Александровны Проскуряковой (Воеводкиной), внучки Марии Александровны Воеводкиной (Уваровой):

«Маленькую меня баб(уш)ка Мария водила на кладбище возле Казанской церкви, где слева от церкви, с западной стороны были похоронены её родители, и говорила: «Любанька! Здесь похоронены мои мама и папа». Мы приносили цветы, и я подходила к могиле, чтобы осторожно положить их на чугунную плиту с именами прадеда и прабабушки.

В 2010 году мой брат Иван Александрович Воеводкин обратился к священнику Казанской с просьбой установить надгробную, но теперь, получается, памятную плиту, возле церкви справа от алтаря. Отец Антоний согласился, принимая во внимание, что могила наших прадеда и прабабки, находившаяся у стены церкви, была срыта во время каких-то работ, то ли ремонта, то ли чего-то ещё, и все кости, что откопали, были перезахоронены в одну общую могилу. Нам хотелось сохранить память о похороненных на этом кладбище наших родных, и теперь надгробие с именами Уваровых возобновит память о них в следующих поколениях потомков священнослужителей Уваровых и Луканиных».

Приезжали в Карпинск потомки Мащьяновых, разыскивающих могилы своих родственников. Они передали диакону Павлу Головкову дореволюционные фотографии своих родных.С северной стороны Казанской церкви есть могилы Мащьяновых. За невысокой кованой оградкой стоят два памятника со следующими надписями: «Здесь покоится тело рабы Божией Анны Ивановны Мащьяновой. Родилась 9 декабря 1873 года. Скончалась 1903 г. 21 декабря», «Здесь покоится тело раба Божия Иоанна Александровича Мащьянова. Родился 22 января 1872 года. Скончался 1911 г. 9 июля».

«Жильцы божественного света», они смотрят на нас из другого бытия:

«Здесь покоится тело псаломщика Богословского Введенского собора Аристарха Павловича Зубкова 30 лет от роду. Мир праху твоему»;

«Под сим камнем покоится тело рабы Божией Дросиды Григорьевны Мелехиной, скончавшейся 20 апреля 1897 года. Жития ея было 91 год от роду.

О Боже! Сильный наш Спаситель,

Пошли душе её покой,

Всели её в Свою обитель

И со Святыми упокой».

Под старым кедром, едва ли не заставшим строительство Казанской церкви, справа от дорожки, ведущей в храм, – могила Ивана Ивановича Белавина, 1877 году, окончившего Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, прошедшего военным врачом Русско-турецкую войну и трудившегося в Обуховской больнице Санкт-Петербурга. Как пишет о нём в своей книге «О людях в белых халатах» Людмила Николаевна Руднова, будучи приглашён в Богословский завод, Иван Иванович без сожаления отказался от карьеры столичного доктора и приехал на Урал.

«Чаю воскресение из мёртвых и жизни будущего века»

Протоиерей Игорь Леонидович КОТОМЦЕВ , настоятель Свято-Троицкого собора г. Красноярска, с 1989 по 1998 год – настоятель Казанской церкви г. Карпинска:

«Казанская церковь строилась как кладбищенская, и все изображения в ней были неслучайны.Роспись на потолке – это схождение Спасителя во ад, Его сошествие в царство мёртвых. Храм кладбищенский, потому тематически стены церкви расписывали исходя из того, что здесь будут отпевать умерших, и людям, приходящим проводить покойного, всё будет напоминать о будущей жизни, о том, что по вере во Христа их и тех, кто умер, Христос, сошедший во ад и выведший оттуда праведников, упокоит в селениях праведных и тех, кто всё своё упование возложил на Господа.

Так выглядела церковь более 100 лет назад. Источник: одноклассники.ru
Так выглядела церковь более 100 лет назад. Источник: одноклассники.ru

Не просто так написан сюжет справа на южной стене храма, изображающий пророка Иону, выбрасываемого морскими волнами на берег. На Вечерне Великой Субботы читаются 15 паремий, в том числе и чтение отрывка из Ветхого Завета о пророке Ионе. Пророк Божий Иона, пробывший «во чреве китове» три дня и три ночи и чудесным образом спасённый, явился прообразом Воскресения Христова и напоминает нам, что как Иона из чрева морского зверя, из уз смерти вернулся к жизни, так и наши усопшие родственники и знакомые оживут к вечной жизни.

Преподобный Максим Исповедник, икона которого написана в стенной нише с левой стороны – небесный покровитель строителя Богословского завода Максима Походяшина. В память о Походяшине, о его трудах по строительству завода и великолепного собора в Богословске, храмоздатели Казанской кладбищенской церкви написали на северной стене изображение его небесного заступника перед Богом.

Это напоминание нам, живущим, о необходимости добрых дел и о том, что после смерти мы отходим на суд Божий, где нет лицеприятия, а все: раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все в равном достоинстве, и каждый от своих дел или прославится, или постыдится».