Друзья, давайте сегодня зароним тему, которая находится буквально у всех на устах. Речь пойдёт про Алексея Навального ...
А как всё начиналось?
Алексей Навальный начинал бороться с коррупцией еще в начале 2010-х – когда стал миноритарным акционером нескольких крупных компаний. Потом был проект «РосПил» (поиск завышенных цен в госзакупках), еще он боролся с ямами на дорогах («РосЯма»), а вершиной его карьеры пока стал ФБК. Но на самом деле, до того, как начать бороться с коррупцией и распилами, Навальный занимался бизнесом.
С тех пор у него появились постоянные проблемы с законом.
Среди громких дел против Навального – «дело Кировлеса» и «дело Ив Роше». И приговор ему сейчас меняют именно тот, который связан с «Ив Роше».
На первый взгляд, звучит достаточно странно – где уважаемый французский бренд косметики, а где уголовное дело? Но следствие, а затем и суд посчитали, что повод для обвинений все же есть.
Кипрский офшор и дело «Ив Роше»
Итак, с 2008 по 2012 годы Алексей Навальный вместе со своим братом Олегом через собственный кипрский офшор Alortag Management и компанию «Главное подписное агентство» оказывали логистические услуги бизнесу. И среди клиентов было российское подразделение «Ив Роше» – компании нужно было возить косметику со склада в Ярославле в Москву. За 4 года братья получили от компании 55 миллионов рублей.
Казалось бы, обычная предпринимательская деятельность? Но следствие считает, что Олег Навальный, работая начальником департамента внутренних почтовых отправлений компании «Почта России», как-то убедил руководство «Ив Роше» заключить договор с «Главным подписным агентством» – да еще и по завышенной цене. Реальная же стоимость услуг, по версии обвинения – не 55, а 31 миллион рублей.
Заявление на братьев написал руководитель «Ив Роше Восток» Бруно Лепру. Более того, заявление он написал только после того, как узнал от Следственного комитета о фактах, указывающих на злоупотребление в компании. Правда, сторона защиты Навального считает, что к Бруно Лепру незадолго до того приходил кто-то из силовиков, возможно – из ФСБ.
В октябре 2013 года Алексею и Олегу Навальным предъявили обвинение.
Потом был суд, куда пригласили административно-финансового директора «Ив Роше Восток» Кристиана Мельника. И он вполне четко сказал – никакого ущерба компания Навальных его компании не причинила. И если бы была такая возможность, то он снова от лица компании заключил бы договор с «Главподпиской».
Приговор суда ...
Тем не менее, даже такое заявление не помогло обвиняемым. В октябре 2014 года суд приговорил Алексея Навального к 3,5 годам тюрьмы условно, а его брата Олега – к такому же сроку, но уже с реальным отбыванием в колонии (освободился он в 2018 году после «отсидки» полного срока – без УДО).
Таким образом, приговор суда в отношении братьев Навальных может показаться спорным:
- разница между «реальной» и «фактической» ценой – штука спорная, да и как сотрудник «Почты России» мог давить на руководителя филиала крупной международной компании? Это отношения между двумя рыночными субъектами, и цена договора может быть совершенно любой;
- если другой руководитель «Ив Роше» заявляет, что компания не понесла ущерб от действий обвиняемых, в чем заключается состав преступления? Справедливости ради – инкриминируемая статья относится к публичным обвинениям, поэтому даже отзыв заявления не помог бы прекратить уголовное преследование.
Теперь же Навального могут посадить уже на полный реальный срок – 3,5 года колонии, но это уже тема для другой статьи.