Продолжаем читать показания свидетелей и умозаключения исследователей по обитанию и перемещениям Реликтового Гоминида.
Оригинал текста вы как всегда можете прочесть на сайте Аламас.ру где она находится в открытом доступе.
№826
Продолжаем читать умозаключения исследователя.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ГОМИНИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
По имеющимся в моём распоряжении данным, образ жизни палеоантропов противоречит тем представлениям, которые сложились у некоторых исследователей. Его принято считать вечным скитальцем. Но это совсем не так.
Если верить моим информаторам он не скиталец. Но, правда, то, что пределы сезонных миграций этого существа огромны. Например, старожилы Северного и Среднего Урала убеждены, что «большак» постоянный обитатель гор. Горы, считают они, его колыбель, откуда он спускается весной и куда подымается осенью.
У некоторых охотников Среднего и Северного Урала бытует мнение, что зимой это огромное существо обитает в пещерах, в сильные морозы спит подобно медведю, а в оттепели бродит в поисках лишайников или преследует копытных. Интересно, что оленеводы, если разговор заходит о «ямгорте», прямо указывают адрес: горы.
По мнению ляпинских и сосьвинских манси, в основном стариков, у дикого человека в горах есть целые «дороги» и охотничьи места, где он подстерегает мигрирующих лосей и оленей. Но на прямые вопросы, где эти охотничьи места и дороги, информаторы стараются не отвечать, ссылаясь на то, что это было в давние времена, деды и отцы знали, а мы забыли и т.д.
По мнению же других, в основном русских сибиряков-старожилов Тюменской области, большаков хорошо знали в прошлом некоторые старики, даже вступали с ними в контакт. По рассказам, встречи человека и загадочного существа происходили весной и осенью. На лето и зиму «большак» исчезал. Можно предположить, что человек-зверь попадался людям во время своих миграций. Но в последнее время (в последние десятилетия) такие встречи прекратились, а следы загадочного существа стали попадаться очень редко.
По описаниям очевидцев, североуральский тунгу и «большак» очень похожи. Прежде всего, информаторы отмечают огромный рост - 2,5 метра и более. Шерсть у обоих тёмно-бурая, иногда почти чёрная. Оба предпочитают перемещаться в сумерки. Оба, со слов информаторов, зимуют в пещерах и весной покидают горы, устремляясь в тайгу, тундру, степи и болота.
Со слов информаторов, можно выделить уральскую популяцию палеоантропов, безусловно, гипотетически. Очень похож на своего уральского собрата западносибирский майгики или куль. Они тоже огромны, очень подвижны. Тоже ведут сумеречный образ жизни. Но, по словам ненцев и селькупов, лохматые гиганты жители коренные, существа местные, кочующие среди озёр и болот. Существа эти полулегендарные, но в то же время вполне реальные.
Местные жители Западной Сибири неоднократно показывали мне места, где ещё недавно, до освоения нефтяных месторождений им встречались майгики. Например, им приписывают так называемые «переходы майгики» - завалы из брёвен через реки. Я изучил некоторые из них. Как правило, они образованы вывороченными с корнями деревьями, обычно соснами, упирающимися своими макушками в противоположный берег реки. Под такими завалами легко проходит лодка, иначе они бы не сохранились. Существование «переходов майгики» указывает не только на то, что лохматое двуногое, покрытое шерстью существо ещё совсем недавно было реальностью, но и на то, что эти существа передвигались в широтном направлении и имели свои определённые пути. Правда, встречаются «переходы» на путях, имевших меридиональное направление.
Кроме того, у ненцев бытует мнение, что тунгу всегда появляется с юга, из тайги Их дороги обычно проходили по поймам рек, текущих в меридиональном направлении. По поймам тайга далеко заходит на север и, очевидно, дикий человек предпочитал передвигаться скрытно, под покровом деревьев и кустарника.
По словам С______ (так в тексте – ред.) Ивана, спугнутый на болоте дикий человек так быстро побежал в гору, что его и на оленях было не догнать. Тот же Иван С_____ считает майгики существом местным, но очень редким.
К_____ Николай Константинович, ссылаясь на своих дедов, утверждает, что майгики жили когда-то по соседству с хантами, и даже находили среди них приятелей. Но это соседство было только в тёплое время года. Зимой все майгики куда-то исчезали, по его мнению, откочёвывали на юг, как птицы. На вопрос живы ли майгики в настоящее время, Николай Константинович ответил утвердительно, но сказал, что они перестали доверять людям.
Другой информатор С_____ Валерий убеждён, что майгики стали уходить на юг на зиму не из-за холодов, а из-за войны, которую вёл когда-то легендарный народ аусьяк с хантами. Это мнение не самого С______, а многих стариков, которым он склонен верить.
Те же старики считали, что до войны хантов с аусьяк, майгики зимовали здесь же на сухих высоких местах среди болот (т. н. «гривах» - ред.).
К_____ Николай Константинович в детстве видел зимнее логово человеко-зверя. Он припомнил, что это была большая нора, как он говорил «яма», целая комната с толстым слоем сухого мха на полу. Находилась она на склоне холма. Сверху росли большие деревья и из потолка норы торчали большие толстые корни, которые местами были подпёрты рогатыми подпорками, видимо сломанными верхушками деревьев. Примерный размер логова К_____ назвать затруднился.
Подобные логова на территории Западной Сибири не редкость, но далеко не все местные жители связывают их с майгиками. Но что же это такое объяснить они затрудняются.
Среди русских старожилов бытует мнение. Что в этих норах когда-то зимовали белогвардейцы. Важно другое, ни русские, ни ханты, ни селькупы не связывают их с берлогами медведей.
А вот заметка, присланная мне из Калининградской области (к сожалению не указано название газеты, но она недавняя). Там описывается экспедиция в Коми АССР нашего товарища Х_____. Вот что он пишет:
«Мы находились тогда в экспедиции и вели сбор сведений о наблюдениях НЛО в северных районах. Хотелось бы вспомнить одну беседу с охотником промысловиком, состоявшуюся в Коми АССР летом 1987 г. На мой вопрос, встречал ли он в тайге что-нибудь необычное, охотник ответил так:
«Года три назад мы тушили в тайге пожар. Горел лес возле Ледяного озера. Тогда мы наткнулись на берлогу, очень большую, вырытую под сосной на обрыве. Когда пошёл дождь в этой берлоге спрятались пять мужиков. Земля и мусор из неё выгребались в течение пяти лет. Земля лежала здесь же, у входа. Периодичность легко было определить по слоям.
Медведь рыть такую берлогу не будет, он займёт лучше выворотень или оборудуется в буреломе. Кроме того, этот зверь так долго в одном месте не зимует.
В этом районе удалось собрать достаточно рассказов и свидетельств очевидцев о встречах местных жителей с необычным существом».
Западные ханты в основном называют это человекоподобное существо куль, восточные ханты – майгики. Иногда на одной территории его называют и тем и другим именем. Название куль ближе к русскому леший, существу легендарному, сказачному.
Майгики восточных хантов – реальное существо, особенно у стариков, оно не вызывает никаких сомнений. Майгики всегда приходят с востока. В 1960 году семья эвенка Л______ Бориса Леонтьевича кочевала в районе какой-то речки.
Гида и Коля, дети Бориса Леонтьевича на высоком берегу речки обнаружили большую нору. Рядом с ней оказалась ещё одна, чуть поменьше. Ребята забрались в одну из них. Нора («яма») оказалась просторной.
По углам и посредине стояли корявые стойки, упиравшиеся в переплетённый корнями потолок. На полу лежал толстый слой мха. Интересно, что дети тоже обнаружили кучу ягеля, расположенную неподалёку от входа. Ягеля, как они говорили было много. Отец, обнаружив детей, игравших в норе, очень испугался и тут же стал готовиться к отъезду.
Но встреча с хозяином логова – чулуком всё-таки состоялась. Когда они поехали, чулук несколько километров шёл за караваном в 70-80 метрах от него. И дети, и взрослые его хорошо рассмотрели. На этот раз человек-зверь был не бурого, а серого цвета, глаза у него были маленькие и блестели.
Опросный материал с Пора и Таза у меня беден так же, как с левобережья Енисея, но достаточен, чтобы иметь представление о внешнем облике человека-зверя (мадета или мулена, купа, чулука).
Он огромен, точь в точь похож на своего собрата с Урала и с берегов Оби. Тунгу, по словам оленеводов, часто преследует оленей. По мнению местных жителей, он большой любитель мяса. Тунгу здесь реален, но чрезвычайно редок.
Эвенки Байкитского района в настоящее время убеждены, что чулуков на свете больше не осталось. Но некоторые продолжают сомневаться в этом.
В тунгусско-чуйском районе старожилы тоже считают, что чулук вымер, но кое-кто из оленеводов и охотников не уверен в этом. И вот почему: иногда летом и особенно осенью, в то время, когда на земле почти не остаётся следов, начинают загадочно разрушаться таёжные загородки, где пасутся домашние олени.
При действиях медведя, ломающего изгороди, следы всегда налицо, а тут, как правило. Изгородь разобрана, а следов нет. Причём изгородь именно разобрана, и отсутствует часть оленей. Оленей потом обычно, находят, но не всех
Загородка же разобрана так, будто её разбросали сильные человеческие руки. Необъяснимость случившегося вызывает у оленеводов неприятное чувство.
Подобное переживание было у охотников на территории Сурундинского охотничьего хозяйства, когда осенью 1986 года они обнаружили непонятного происхождения пролом в изгороди. Надо отметить, что эвенки Эвенкийского Национального Округа, когда заходит разговор о чулуке, стараются от разговора уклониться, либо предлагают сказку или легенду о нём, либо вообще замолкают. По их мнению, рассказать сказку не грех, а вот рассказать о том, что происходит сегодня, нельзя – табу.
Создаётся впечатление, что людей сдерживает какой-то суеверный страх перед волосатым гигантом. У обнаруженной непонятно кем разобранной изгороди люди, даже молодые, разговаривают шёпотом. Многие молчат. В тоже время в другом месте, где изгородь пробил лось, люди громко ругаются, грозят сохатому, что догонят его и убьют, смеются, шутят, словом реакция совсем другая.
Некоторые охотники эвенкийского района, жители фактории Тутунчан считают, что чулук ещё не полностью вымер, но в Центральной Эвенкии стал очень редок и проникает он сюда с севера. Чаще он встречается на плато Путорана, где кочует за стадами диких оленей.
Охотники из тех мест примерно раз в десятилетие встречают его следы и почти всегда вблизи от тех мест, где пасутся стада диких олений. Как они рассказывают, на местах оленьих окотов иногда им попадаются остатки трапез чулуков и временные лёжки.
Но, несмотря на все усилия, никто не смог назвать места, где огромный человек-зверь проводит зиму. Никто ни разу не упомянул о зимних логовищах чулуков. Только один Тимофей Карпович К______ из посёлка Суридан на вопрос о том, уцелели ли чулуки в наше время и где они проводят зиму, ответил, что волосатый гигант жив, что работая на реке Столбовой проводником, он сам сталкивался со следами чулуков не раз. А на зиму, по его мнению, он уходит в горы Путорана. Там много дикого оленя и нет людей, которых он очень боится.
Информация собранная мной о загадочном чучуна в Якутии, ещё сравнительно невелика. О чучуне знают якуты пастухи, оленеводы и охотники, а также русские старожилы охотники. Но, по их рассказам Он, как и везде, очень редок.
Но некоторые рассказывают о нём очень реально. Не раз приходилось слышать об уникальных скоростных качествах чучуна. Различают две разновидности чучуна. Чучуна Западной Якутии главным образом охотник на дикого оленя. О способах его охоты на диких оленей говорят следующее: чучуна незаметно ползком подкрадывается к стаду, вскакивает, короткую дистанцию бежит с огромной скоростью. А догнав оленя, хватает его за рога или голову и резко тряхнув, ломает ему шею.
Иногда чучуна преследует и молодых лосей, но крупного сохатого не трогает. Рост чучуна Западной Якутии не уступает росту чулука и майгики, но о его образе жизни удалось узнать, очень мало.
Ясно одно: человек-зверь якутской тундры гость. Он приходит туда из тайги, как правило, весной, вслед за северным оленем, а осенью покидает тундру и уходит в тайгу. Спугнутый человеком на открытом месте, стремится уйти в лес, под прикрытие деревьев. Иногда уходит в болота. Как и где зимует, выяснить не удалось.
Некоторые якуты, со слов дедов, считают, что на возвышенных местах среди болот и озёр чучуна выкапывает себе в оттаявшем грунте пещеры и там живут, но сами подобного логова не видели.
Помимо чучуна в Восточной Якутии рассказывают о человекоподобном существе, которое называют пикилян. Пикелян не выше среднего роста, редко чуть выше, коренастый, очень сильный. По долинам рек он почти никогда не встречается, а в горах, если верить охотникам, эти существа вполне обычны.
В ряде мест хребта Черского и Аргатаса о нём говорят так же запросто, как о снежном баране или олене.
Любопытен рассказ, который в Меленном знают буквально все: в Момском районе пикелян украл женщину, привёл её в пещеру. В этой пещере он прожил с ней почти год. Женщина родила ему ребёнка – сына. Тогда пикелян забрал ребёнка себе, а женщину отвёл к людям. Женщина не смирилась с потерей ребёнка, привела к пещере людей, но там уже никого не было, ни хозяина, ни ребёнка.
Пикелян ушёл и унёс с собой сына. Называют имя и фамилию этой женщины, но по понятным причинам я их привести не могу. По словам женщины, её лесной сожитель был почти как человек, только не говорил. Женщина жива до сих пор, живёт она в Хамково.
Рассказ этот записан со слов односельчан, автор с этой женщиной не встречался. Рассказов о проделках шегошена и чучуна в горах хребта Черского множество. О них рассказывают эвены и юкагиры, оленеводы и охотники.
По моим наблюдениям, древние жители Восточной Сибири пикилянов стараются избегать. Старики до сих пор о них стараются не говорить, тем более с первым встречным. Вот почему фольклорный материал по Якутии так скуден.
Автор черпал свои сведения о нём в основном у молодёжи, а молодежь знает мало. Складывается впечатление, что суеверный страх перед пикеляном, присущий старшему поколению передаётся и молодым оленеводам. Иначе как можно объяснить такие случаи, когда пикелян забирает у охотника снежного барана или оленя и тащит его в свою пещеру или какую-то расщелину, а человек с ружьём ему всегда уступает.
С трудом удалось выяснить способ охоты пикилянов на снежных баранов. Со слов оленеводов Семчальского района Магаданской области, пикеляны, а их иногда бывает два или три, выследив стадо пасущихся снежных баранов, забираются выше объекта своей охоты и с высоты, точным и сильным броском камня, а кидают камни они метко и на очень большое расстояние, поражают свою добычу. Иногда волосатые люди резко пугают круторогов.
Панический страх загоняет молодых и неопытных животных в пропасть, где они погибают и их подбирают охотники. (Археологи предполагают, что именно так охотились первобытные люди, но у нас до сих пор не было сведений о подобных приёмах охоты реликтовых гоминидов.
Не навеяно ли это литературой на образованных местных жителей. Есть такое опасение, тем более, что в Якутии работало много археологических экспедиций, в которых трудились и трудятся местные жители и слушают по вечерам у костра рассказы специалистов – прим. Макарова).
Добыча диких горных оленей пикеляном похожа на охоту якутского чучуна, только в горах лохматое чудовище широко использует камни и пропасти. Эвены и юкагиры знают и какие-то другие способы охоты пикеляна. Но рассказать о них не захотели не только мне, но и своим детям.
Всё говорит о том, что в горах пикеляны истинные хозяева и не очень боятся человека, они иногда даже забирают добычу у охотника.
Удалось выяснить и другое. Пикеляны иногда покидают горы и спускаются к озёрам и речкам, где питаются корнями растений и ягодами.
Вывод: Несмотря на то, что сбором материалов о палеоантропах я занимаюсь 15 лет, мои знания о загадочном волосатом существе скромны. Я убеждён, что необходимы серьёзные исследования. По моему мнению, надо искать контакт с этим существом, а чтобы этот контакт состоялся, исследователи должны длительное время жить в местах, где есть вероятность встречи с лохматым гигантом, а не появляться там от случая к случаю.
Ни в коем случае не следует навязывать себя гоминиду, а наблюдения следует вести издали, с постепенным сближением. Лучше всего если существо само начнёт искать с вами контакт. Надо всегда помнить, что лохматый гигант очень осторожен и недоверчив по отношению к человеку.
Исследования привели меня к заключению, что в Сибири существует две популяции, может быть даже расы гоминидов: западная раса гигантов, особи которых достигают 2 и более метров роста, и восточная раса, представители которой имеют рост человека среднего роста, хорошо приспособлены к жизни в горах.
Кроме того, в Сибири существует несколько отдельных популяций этих существ. Перечислю их: первая уральская, вторая западносибирская, третья североэвенкийская, в которую входят западноякутская, четвёртая восточносибирская, которая в свою очередь, тоже, очевидно, делится на какие-то группы, но как, я пока не знаю. Ясно одно, что все популяции, живущие в горах, связаны между собой».
С_____ Георгий Алексеевич, Якутская АССР, пос. Меленный, 1989 г.
Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 25.
1. В высшей степени интересное и полное исследование, показывающее, что леший является видом-убиквистом, т.е таким, который обитает повсеместно, наподобие лосей или волков.
2. Особняком стоит «пикелян», возможно являющийся деградировавшим изгоем человеческого общества. Отсутствие каких-либо анатомических деталей не позволяет сделать определённый вывод. Можно предположить, что в случае с женщиной из Момского района фигурирует выросший «маугли». Известно, что у некоторых коренных народов уродливого ребёнка иногда оставляли в лесу, например, в случае гипертрихоза, а в данном случае неизвестно был ли он вообще волосат.
Далее пойдут пару свидетельств из Якутии и Дальнего Востока, Южной Абхазии ну и на последок пару свидетельств из стран Африки и Америки. Их мы опубликуем уже завтра.