Автор: Николай Коробков
Давние приятели – Степан Катков, Михаил, Иван и его сын Сергей сидели тёплым осенним днём на лавочке в районом парке. Степан с Иваном играли в шахматы, Михаил читал газету, Сергей общался с друзьями по смартфону.
В какой-то момент Михаил отложил в сторону газету и сказал:
– А вы не чувствуете, вам не кажется, что этот мир, мир людей, уже прошёл высшую точку своего развития? И уже давно. Это стало особенно заметно на исходе двадцатого века.
Я говорю не о достижениях науки и техники, которых всё больше, ни о новейших технологиях, которые всё сильней меняют наш мир. Говорю не о достижениях человеческого разума. Человеческий разум и сегодня, и более всего сегодня, не перестаёт нас удивлять и восхищать. Что ещё вчера казалось фантастикой, о чём и подумать было нельзя, сегодня быстро входит в нашу жизнь, становится общедоступным, бытовым.
Я говорю не о разумном, а о духовном в человеке; об отсутствии в развитии духовно–нравственного таких же высоких достижений, какие мы имеем в развитии технико–технологического.
А ведь человек, в первую очередь, это дух в нём, создание духовное. Но про дух в человеке как будто забыто. Его прежние достижения всё больше оттираются на переферию человеческой природы. Всё реже упоминаются, всё меньшее место занимают в нашей жизни, всё больше забываются и так утрачиваются.
Я говорю о забытости духа в человеке, об оскудении духа в людях и вместе с этим – упадке человеческой цивилизации…
Иван сказал:
– Да, сегодня уже никто из художников не способен создать, например, в живописи, произведений на уровне, скажем, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэля, Рубенса, Рембранта, Караваджо и так далее. Или российских, таких как Александр Иванов, Иван Айвазовский, Василий Суриков, Илья Репин и других – Нет большого смысла перечислять всех выдающихся мастеров – за историю человечества их было немало.
– Но почему же? – отозвался Сергей – И сегодня есть художники и мастера. И ими созданное может впечатлять и удивлять…
– Да, и сегодня есть художники и мастера – согласился Иван – Но это уже только немногие – отдельные всплески, больше говорящие о процессе затухания, чем о процессе развития. И это всё же уже другие художники.
Было время, и были люди, и было целованье божье. Но то время прошло. И те люди ушли. Их творения остались. Хоть и не все. Прошло время истинно великанов, гигантов человеческого духа. Человечество прошло пик своего духовного расцвета и теперь движется к закату. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Истинное искусство всё больше вырождается.
– Мы сегодня живём в совершенно особенное время – продолжил Михаил – Мир очень быстро меняется, всё больше усложняется. Никогда раньше мир не менялся так быстро, как теперь. Ошеломляюще быстро. Буквально на глазах. И эти изменения очень существенны, значимы, можно сказать, что нынешние люди, моё, например поколение, родились в одном мире, а живут уже в другом.
Да, мир меняется стремительно. А ещё он всё больше погружается в идейный хаос. И этот хаос нарастает. Люди постоянно чем-то озабочены, отвлечены, разобщены. Вопросы целей и смыслов, духовных ценностей перестали волновать молодых, энергичных и деятельных. Они не чувствуют себя ответственными за судьбы мира. У них нет иных устремлений, кроме как получше устроиться в обществе, обеспечить себя и своих всевозжными благами. В идейном, духовном мире полное затишье. Нет грандиозных, красивых, достойных человека идей. Никто, по крайней мере, достаточно слышно не говорит о целях, планах и задачах человечества.
Иван сказал:
– А вы заметили, как на изменения в мире, связанные с безответственной деятельностью людей, реагирует природа? Она уже довольно заметно на них реагирует. Раньше она только подавала сигналы, делала знаки своего неудовольствия, а теперь уже открыто выказывает своё неприятие, делает предупреждения. Она ещё пока терпит, но её терпение не беспредельно…
– Люди ещё быстрее могут сами себя истребить – сказал Михаил.
– Или сотворить такое общество, что уж лучше бы и в правду истребили сами себя – добавил Катков и продолжил –
Наш мир очень быстро меняется и усложняется. Прямо на глазах. И он всё больше погружается в идейный хаос. – И это всё – значимые приметы нашего совершенно особенного времени; времени, в которое мы живём. Идейный хаос в чём-то естественный, а в чём-то искусственно созданный, отчасти управляемый. Есть те, кто желают быть хозяевами этого мира и они в этом хаосе, в этой мутной воде, молчаливо и упорно, последовательно расставляют свои сети и ловушки для человеков.
И ещё одна из примет нашего времени – это количество лжи, ежедневно обрушивающейся на головы людей. Никогда раньше не было столько лжи. И никогда не было такого, чтобы лгущих как будто совсем не беспокоило уличение их во лжи. Сегодня лгущие лгут нагло, почти в открытую, нисколько не опасаясь быть за неё как-то притянутыми к ответу. А за какую-то ложь, они, надо понимать, получают неплохое вознаграждение.
Вещающие на массового зрителя, слушателя, читателя не только постоянно лгут, но ещё и немало хитрят, о чём-то умалчивают, что-то утаивают. И люди не получают полных, устраивающих их ответов на свои вопросы. Даже на такие, ответы на которые не должны быть для них тайной. А нередко люди и вовсе не могут задать свои вопросы, не имеют такой возможности, чтобы быть услышанными, чтобы получить на них внятные ответы.
Ложь, обман, лицемерие – а люди зрят, слушают, читают и сопоставляют это с реальной жизнью и обнаруживают множественные несовпадения. Они смотрят и видят, что поставленные цели не достигаются, данные обещания не выполняются.
И в связи с этим – ещё одна примета нашего времени – неверие. Такого неверия как сейчас раньше тоже никогда не было. Люди перестали верить в им говоримое. Людям говорят, а они не верят. Не верят даже тем, кому должны были бы обязательно верить. Но они не верят. И это очень чревато.
И вот теперь, пожалуй, самая главная примета нашего времени – это появление и быстро расширяющаяся практика новых, цифровых технологий; цифровизация. Это даже не примета, а, скорее, начало нового исторического периода.
Прогресс нельзя остановить. Цифровизация – это неизбежность. Она повысит эффективность труда, принесёт многие и многие удобства. Она, – несомненно, большое благо. Это так. Но не всё так просто. У неё есть и обратная сторона. Она может стать средством тотального контроля за всем и вся, надзора за человеком, слежения за всеми его отношениями с обществом.
В чьих руках будет это средство, в чьих интересах использоваться, кому будет служить? – вот на сегодня самый важный вопрос.
Цифровизация может стать средством, могущим лишить людей всех их прав и свобод. Сделать людей полностью зависимыми, рабами. От кого зависимыми, кого рабами? – Известно, кого – хозяев этого средства, как нового высокоэффективного инструмента насилия и подавления. Хозяева этого средства и станут хозяевами этого мира. Точнее, уже не этого. Этот мир канет в лету. Кончится. Наступит другой мир, другая историческая эпоха.
Цифровизация повысит эффективность труда, принесёт многие и многие удобства. Но от цифровизации люди также могут очень и очень много потерять. Они могут потерять всё. Они могут лишиться основных прав и свобод, они могут потерять жизнь…
Я не буду говорить о благах, которые несёт быстрая широкомасштабная цифровизация. А только буду говорить, в каком, мы, люди, можем оказаться положении, если она вдруг обернётся для нас другой своей стороной.
Итак, сегодня налицо проверенные на практике новые техника и цифровые технологии – цифровизация, пока не полная, а только до некоторых пределов – и это уже – “ЛОВУШКА СОЗДАНА”. И теперь в неё надо загнать тех, для кого она создана и её захлопнуть. Надо получить от людей как можно больше их персональных данных, а также данных для их идентификации. И получить разрешение, или под тем или иным предлогом дать себе право, на использвание цифровых технологий в режиме контроля–надзора. Это как будто непросто…
Читаем Конституцию. –
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и так далее.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются...
И вот –
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
“Безопасность государства” и “защита здоровья населения” – вот два главных основания для использования цифровых технологий в режиме контроля–надзора в целях ограничения прав и свобод граждан.
Первое основание, как мы знаем, уже было использовано – началась и ведётся борьба с внешним и внутренним терроризмом. Дело, безусловно, необходимое. Но принятые меры не дают тех возможностей, которые может дать второе основание – “защита здоровья населения”. Тут уже контроль–надзор за гражданами может быть полный, тотальный – за всеми и каждым, за всем и вся.
В целях защиты здоровья и жизни людей какие-то права и свободы могут быть нарушены, какие-то законы не соблюдаться, а надзорные за соблюдением законов и законности органы будут молчать. Может твориться беззаконие и оно негласно, будет как бы оправдываться заботой о человеке.
Вирус (не важно естественного или искусственного происхождения) , пандемия, борьба за здоровье и жизнь людей – лучшее основание, не могущий быть оспоренным аргумент для задействования цифровых технологий контроля–надзора, и есть практически самый действенный путь для того, чтобы загнать людей в приготовленную для них ловушку.
Людям будут выставлять условия и, если они не будут их принимать, их будут сначала лишать, так сказать, бытовых прав – права на передвижение, на посещение, на покупки–продажи. Потом последуют предлоги для лишения права на труд. Людям некоторых профессий может быть ограничено их право высказывать своё мнение публично. Круг этих профессий может расширяться.
В объявленный период пандемии люди, понятно, лишаются права мирных собраний, права проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия.
Какие-то из вновь принимаемых мер для достижения объявленных благовидных целей будут очевидно не необхдимыми, избыточными и будут направлены скорее совсем на другие цели. Например, может начаться практическое использование систем видеонаблюдения с функциями распознавания лиц. В подъездах домов, на улицах городов, в транспорте, вообще во всех публичных местах. Но ведь это – вторжение в личную жизнь, нарушение права на неприкосновенность частной жизни! Какая в этом необходимость, и какие на это правовые основания?! – Глас вопиющего в пустыне.
Вслед за введением в практику этих и подобных им систем появится коммерческая услуга на доступ к данным этих систем. Начнётся, так сказать, – комерциализация такой вот цифровизации.
Но уже скоро и использования технологий распознавания лиц для внедривших её окажется недостаточно…
Помните, из кинофильма “Барон Мюнхгаузен” сцену суда над восставшим из небытия барона, – его никак не хотели признавать, обвиняя в самозванстве. – “Воспользовавшись своим внешним сходством с покойным бароном, коварно овладев его походкой, голосом и даже отпечатками пальцев, подсудимый наивно надеется нас обмануть” и т.д.
Так что уже скоро и использования системы распознавания лиц окажется недостаточно для её заказчиков и владельцев, для достижения ими своих истинных, ими не афиширумых, целей. И речь может пойти о вживлении в людей специальных чипов, о чипировании населения. Человек станет таким ходячим смартфоном, которому можно удалённо менять функционал, которого можно ограничивать в функционале, включать и выключать.
В случае вторжения цифровых технологий в сферу непосредственного выражения власти народом… Как мы знаем, согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве является её многонациональный народ… Так вот, в случае вторжения цифровых технологий в сферу проведения свободных выборов, референдумов с отказом от бюллетеней на бумажных носителях, люди могут по сути лишиться этого своего права на власть. В том смысле, что само право как было, так и будет, но не будет гарантий, что волезъявление граждан не будет подменено. В случае каких-то сомнений нельзя будет проверить истинность голосования – не будет бумажных документов. А цифры в базах данных соответствующих информационных систем можно менять как угодно владельцам этих информационных систем.
Новая техника и цифровые технологии постепенно, но быстро, сделают властвующих настолько сильными перед их народами… Точнее сделают народы настолько слабыми перед властвующими, что последним уже больше не нужно будет что-то делать с оглядкой на народ. В каких-то случаях это случается уже и теперь.
В общем, в жизнь будут внедряться всё новые и новые системы, а перед людьми будут ставить всё новые и новые условия. И тем, кто будет с ними соглашаться, будут оставлять какие-то их права. А те, кто с ними не будет соглашаться, станут изгоями общества. Но будут ими недолго. Потому что зачем обществу изгои?
Этот процесс уже начался, уже идёт. И будет идти довольно быстро. Так быстро, что и подумать об этом страшно. А как только процесс необходимой оцифровки человека закончится, это будет означать, что ЛОВУШКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ.
Всякий обмен человека с обществом, вообще, вся его жизнь, будет находиться под полным контролем государства. Оно будет определять, что кому разрешать, а что кому не разрешать. И, вообще, быть или не быть тому или иному человеку, ибо он будет полность бесправен. И последней для человеков бочкой дёгтя будет понимание, что произошедшего уже нельзя изменить, что это уже навсегда.
Все разговоры о благе человека, заботе о нём почти сразу же могут и прекратиться – в них уже больше не будет нужды. Такие слова–понятия, как “свобода”, “права”, “равноправие”, “истина”, “духовность”, “справедливость”, “честь”, “совесть”, “достоинство”, “демократия” и т.п., могут быть упразднены, как сделавшие своё дело и выброшены на помойку истории.
Сергей сказал:
– Какие-то ужасы ты рассказываешь. Какая-то фантастика. Этого просто не может быть.
Катков продолжил:
– Кто-то скажет: “Ахинея, бред, вздор”. Кто-то скажет: “Ужасы, мраки и бездны”. Кто скажет: “Такого не может быть, всё это чистой воды фантастика”.
Действительно, такое будущее человеков представляется как какой-то фантастический, далёкий от реальности, кинофильм. Очень трудно себе вообразить, что это или подобное этому может стать реальностью. Но это может стать реальностью. Ужасной и унизительной для человеков реальностью. Для кого-то сравнимой со смертью, являющейся смертью.
Можно ли этот, очень возможный, сценарий событий предотвратить? Сегодня ещё может быть можно, но уже завтра может быть, что нельзя.
Можно, если “все как один” и “все разом”. Но технико–технологические новации как раз и направлены на то, чтобы не допустить этого “все как один” и “все разом”; как раз и направлены на точечное поголовное подавление.
Наш мир вступил в стадию своего развития, когда стало возможным его полное переформатирование. Сегодня очевидно и ясно –
чтобы под благовидным предлогом защиты здоровья и жизни людей не произошло лишение людей их прав и свобод;
чтобы цифровизация не обернулась для людей созданием, как кто-то заметил, электронным концлагерем;
чтобы цифровизация не повлекла перерождения или гибели нашей цивилизации –
для неё должны быть определены чёткие границы – какие персональные данные, идентифицирующие людей данные могут формировать, т.с., цифровую копию человека, а какие нет. Нельзя допустить отказа от всякой анонимности. Цифровизация должна быть поставлена под жёсткий гласный общественный и правовой контроль. Пока ещё не поздно…
Дорогие друзья! Для автора очень важно ваше мнение о прочитанном – нажмите соответствующую кнопку.
Подписывайтесь на наш канал. Свои отзывы и предложения о сотрудничестве присылайте на: dnkor27@yandex.ru