В конце января депутаты Переславской думы выбрали нового главу администрации Переславля-Залесского. О том, чего ожидать от нового главы, я спросил у Петра Шуры, создателя туристического кластера ПОШ.
Александр Петров
29 января депутаты выбрали Ирину Строкинову на пост главы администрации Переславля-Залесского. Ты знаком с Ириной Евгеньевной?
Нет.
Как ты оцениваешь её перспективы?
Я надеюсь, что у Ирины Евгеньевны получится многое, но, как говорится, один в поле не воин.
Поясни.
Если заниматься не только затыканием дыр, но и развитием, то для качественных изменений в городе требуются:
- Ясные, реалистичные цели. Общество и бизнес должны понимать какие цели преследует администрация.
- Стратегия по достижению целей, приоритетные проекты.
- Финансовые ресурсы.
- Слаженные действия ключевых участников.
Пока ничего из перечисленного в Переславле нет. Целей нет, стратегии нет, ресурсов тоже нет. Все ключевые участники — городская администрация, дума, нацпарк, бизнес, активисты, областное правительство — двигаются в разные стороны, никакой синхронизации.
Городская администрация в одиночку этот клубок не распутает. Даже если очень захочет, то не справится.
Почему?
У администрации нет ресурса заниматься развитием, ресурса едва хватает на затыкание дыр.
Кроме того по ключевым вопросам городская администрация ориентирована не на переславцев и местный бизнес.
В смысле?
Политически администрация города ориентирована на думу, так как главу города выбирают не жители, а депутаты. Жители выбирают депутатов, а депутаты выбирают главу. У главы города нет никакого общественного договора с жителями и бизнесом.
Финансово администрация города ориентирована на Ярославль, так как 71% доходов бюджета, 1.567 млрд из 2.2 млрд, — это безвозмездные поступления от вышестоящих бюджетов, которые утверждаются в Ярославле. Ярославские чиновники больше ориентированы на привлечение средств из федерального бюджета: сначала цепляются за финансирование, а потом в авральном режиме без проработки привязывают деньги к проектам в городе. Правильней наоборот: сначала выбрать и проработать проекты, а потом привлекать под них финансирование.
Местный бизнес и жители обеспечивают 29% доходов, даже меньше, поэтому чиновники на них почти не ориентируются.
Это нормально, если городская экономика обеспечивает свои расходы всего на 29%?
В России много городов, в которых этот показатель ниже 1%.
Переславль мог бы зарабатывать больше текущих 577 млн в год. В прошлом году мы считали, что только развитие туризма может приносить в казну города около 2 млрд в год — это всего 200 рублей с одного туриста, если выйти на 1 млн ночевок.
Если бюджет города обеспечивается местными доходами на 50% и более, тогда городские чиновники ориентируются на местный бизнес и население, по-другому выстраивают отношения.
Но для этого увеличения местных доходов нужно инвестировать в развитие системных проектов, которые принесут результаты через 5 лет. Обычно чиновники, особенно приезжие, так далеко не заглядывают. В этой связи назначение переславца на пост главы администрации вселяет оптимизм, так как переславец видит себя в Переславле за горизонтом 5 лет, может действовать в долгую.
Хорошо, где взять инвестиции?
Это второстепенный вопрос. Сначала нужно ответить на другие вопросы:
- Какие проекты обеспечат высокую эффективность для развития экономики Переславля? Как эти проекты увязаны друг с другом?
- Кто эти проекты сможет качественно реализовать? От этапа планирования до стадии эксплуатации.
И только потом думать про инвестиции: федеральные инвестиции в рамках нацпроектов и целевых программ, плюс частные инвестиции.
Хорошо. Какие проекты обеспечат высокую эффективность?
Для этого необходимо разработать осмысленную стратегию развития Переславля, и там определить приоритетные проекты развития с целями, финансовыми эффектами, сроками.
Вот смотри, в марте в Переславль приезжал премьер-министр Мишустин. Премьер сделал несколько поручений, в том числе три по Переславлю:
- Реконструкция ЖКХ.
- Развитие эко-туризма и малого бизнеса.
- Создание ОЭЗ.
Все 3 поручения важные, но получилось только с ЖКХ.
При этом ЖКХ не относится к проектам развития, ЖКХ не привлекает частных инвестиций, ЖКХ не создает экономических эффектов.
Туризм и ОЭЗ создают эффекты, мы могли увеличить внутренний продукт Переславля на 20 млрд в год, за 10 лет около 125 млрд. Но про эти поручения Мишустина быстро забыли, никому до них нет никакого дела, так как результат будет через 5 лет.
Тоже самое с 800-летием Невского и 350-летием Петра Первого. Это были отличные возможности привлечь федеральные и частные инвестиции в инфраструктурное развитие города, но всё упустили.
Проектами развития нужно заниматься ритмично, бить в одну цель, тогда появится системный результат и качественные изменения. Для этого нужна стратегия развития с приоритетами.
На сайте администрации Переславля выложена стратегия развития до 2030 года. Эта стратегия не устраивает?
Это не стратегия, а документ для галочки.
Для осмысленной стратегии требуются объективные исходные данные, а также вовлечение в процесс представителей от всех заинтересованных сторон: жителей, предпринимателей, промышленников, депутатов, сотрудников из администрации, нацпарка и областного правительства.
Новая стратегия должна стать общественным договором между властью, бизнесом и жителями, руководством к действию.
Кто должен разработать стратегию? Администрация?
Нет, у администрации нет ресурсов.
Я предлагаю создать Переславский клуб, который профинансирует разработку осмысленной стратегии развития, будет следить за балансом интересов и приоритетами, раз в год проводить открытый урбанистический форум, посвященный развитию Переславля.
Как в Суздале. Там стратегия развития и мастер-план выросли из инициативы местного клуба во главе с Вадимом Дымовым. В предверии празднования 1000-летия Суздаля в 2024 году, они разработали стратегию, втянули городские сообщества, и уже потом привлекли федеральные институты развития.
Сейчас там полгорода вовлечено в реализацию этой стратегии. Создали привлекательные условия для инвесторов. По тому как у нас двигается проект в Суздале, думаю наш первый парк впечатлений появится не в Переславле, а в Суздале, хотя мы начали проект всего полгода назад, а в Переславле мучаемся больше 6 лет.
Кто в Переславле может выполнить роль Дымова в Суздале?
Не знаю, но уверен, что такой герой существует. Может Шилов, может Тырышкин, может Акимов, еще кто-то. Нужно поговорить с лидерами местных сообществ, они подскажут.
Сколько по времени и деньгам займет разработка стратегии?
Там 4 этапа:
- Сбор и анализ объективной статистики.
- Вовлечение общественности, власти и бизнеса в определение приоритетных проектов.
- Разработка стратегии.
- Разработка мастер-плана.
Можно сделать за 12 месяцев. По деньгам сказать сложнее. Суздальский мастер-план обошелся в 90 млн рублей, но там исполнителем выступало КБ "Стрелка" — самое дорогое бюро в России. Я думаю в Переславле можно справиться за 40 млн.
Напомни чем отличается мастер-плана от генплана?
Мастер-план — это документ, понятный любому человеку. Генплан — это технический документ для специалистов, отражающий стратегию развития города на местности.
В прошлом году ты планировал привлечь к финансированию стратегии и мастер-плана институты развития: Вэб.рф или Дом.рф.
Сейчас на них не стоит рассчитывать.
Почему?
Там не будут заниматься разработкой стратегии. Максимум сделают проекты благоустройства общественных пространств и дизайн-код по вывескам и рекламе для туристического района в центре города.
Тогда где взять 40 млн?
Бизнесмены и инвесторы скинутся. 20 меценетов по 2 млн — это не так много, если посчитать выгоды от кратного роста городской экономики.
Я считаю, что стратегию должны оплатить местные игроки.
Почему?
Если стратегию оплатят спонсоры из Москвы, то к ней будут относится как к подарку, не жалко положить на полку. Если оплатим сами, кто деньгами, кто своим временем, то потом дожмем с реализацией.
Эта стратегия станет общим местом при выборе депутатов, при оценке действий администрации города, при утверждении изменений в генплан, при выделении средств на подготовку проектно-сметной документации, при одобрении налоговых льгот и так далее. Переславский клуб станет центром сборки будущего Переславля.
Что делать, если 40 млн не найдутся?
Если соберется настоящий Переславский клуб, то деньги как-нибудь соберем и стратегия будет.
Что делать, если не удастся собрать Переславский клуб?
Я уверен, что клуб соберется. Может не быстро, но соберется.
Кого следует пригласить в клуб?
Около 15 представителей от сообществ и игроков:
- Сообщество "Совет директоров"
- Туристический бизнес
- Гастрономический и фермеский бизнес
- Народные промыслы
- Администрация города
- Городская дума
- Областное правительство.
Можно еще кого-то добавить.
Когда определится состав участников клуба, я готов организовать семинар в Переславле с участием создателей стратегий и мастер-планов для Суздаля, Сергиев Посада и других малых городов России. Это будет полезно для синхронизации участников клуба в понимании ключевых механизмов, по которым работает экономика современного города.
Что делать пока клуб не собрался?
Прочитать российскую книгу "Город глазами экономистов", очень рекомендую. Потом можно прочитать книгу про выживание маленького американского города Джейнсвилл после закрытия автомобильного завода.
Если я правильно понял, от администрации ничего не требуется для создания Переславского клуба и разработки стратегии.
Неправильно. Еще раз. В одиночку распутать переславский клубок не получится, только сообща. Если администрация будет игнорировать вопросы реального развития города, то ничего не получится, а это зависит в первую очередь от главы администрации.
Ладно, пошел первую книжку читать.
Рецензию потом напиши!