Найти тему

Легенды 90-х на российских трассах: Lancia Виктора Балакана

Ралли Tour de Corse — Rallye de France 1987 года. Пятый этап чемпионата мира по ралли. На старте девяносто пять экипажей, среди которых три дуэта, представляющих команду-фаворита Lancia Martini. Под первым номером на старт вышел Бруно Саби, шестой номер достался Мики Биазону и девятый — Иву Лубе.

Ралли «Tour de Corse — Rallye de France» 1987 года
Ралли «Tour de Corse — Rallye de France» 1987 года

Условным лидером команды на этапе был Саби. После уничтожения группы Б французский пилот, в ту эпоху являвшийся одним из лидеров заводской команды Peugeot Talbot Sport, едва не остался не у дел. Да, ему нашлось место в Lancia, но лишь в качестве асфальтового специалиста: в 1987 году он проехал лишь три этапа чемпионата мира по ралли: асфальтовые ралли «Монте-Карло» и Tour de Corse, а также асфальтово-гравийное ралли «Санремо».

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Первый старт Бруно на новейшей Lancia Delta HF 4WD (шасси № 366109) в Монте-Карло оказался неудачным — Саби сошёл из-за поломки трансмиссии. Следующие четыре месяца француз отдыхал и вернулся за руль раллийного автомобиля лишь на родной земле — на ралли Корсики. Но и здесь ему не повезло: подвеска его Lancia с номером шасси 381371 не выдержала накала борьбы. Поломка привела к сходу французского экипажа.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

В течение четырёх следующих сезонов Саби продолжил выступать на Lancia Delta и добился множества побед. Но это были другие Lancia — более мощные и совершенные.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

А вот первые А-групповые «Дельты» ждала иная судьба. После 1987 года автомобили, на которых выступал Бруно, были проданы частникам. «Монте-карловская» и «санремовская» машины оказалась в Италии, а «корсиканский» автомобиль отправился в Финляндию...

К кому бы вы думали? Попробуйте угадать!

Итак, небольшой квиз внутри статьи! Какому финскому гонщику команда Lancia Martini могла продать суперсовременное «оружие»? При этом в 1990 году этот финский гонщик избавился от своей покупки — это важный момент.

Ну что, считаю до пяти и называю ответ. Пять, четыре, три, два, один...

Владельцем машины стал пилот Lancia Martini Маркку Ален. Легендарный «одиннадцатидневный чемпион мира»: в 1986 году финн стал чемпионом мира по итогам сезона, но через одиннадцать дней после завершения чемпионата был удовлетворён протест команды Peugeot Talbot Sport, результаты скандального ралли «Санремо» были отменены и чемпионом был провозглашён Юха Канккунен.

Вот экипажи-претенденты на титул перед стартом заключительного этапа чемпионата мира по ралли 1986 года — кстати, обратите внимание на необычного титульного спонсора Lancia. Это не Martini, а Martini & Rossi — ралли проходило в США, и там была другая рекламная доктрина:

Перед стартом заключительного этапа чемпионата мира по ралли 1986 года
Перед стартом заключительного этапа чемпионата мира по ралли 1986 года

В 1987 году Маркку приобрёл Lancia «из-под» Бруно Саби. После покупки по заказу Алена автомобиль перекрасили в бело-синие цвета. В 1989 году всё там же в стране Суоми машина получила апгрейд и была переделана в версию Lancia Delta HF Integrale, а ещё через пару лет она вновь была продана.

Почему же так важен тот момент, что Маркку продал итальянскую машину именно в 1990 году? Всё просто: по окончании сезона-1989 финский гонщик покинул команду Lancia Martini и перешёл в заводской коллектив Subaru Technica International, где ему пришлось учить ездить новенькую Subaru Legacy RS. И, как любому другому гонщику заводской команды, иметь в своём гараже автомобиль конкурирующего коллектива попросту нельзя.

Следующий этап в жизни Lancia оказался настолько насыщен событиями, что про эту машину можно написать отдельную книгу!

По словам непосредственного участника событий, владельца и единственного пилота той самой «Лянчи» Виктора Балакана, автомобиль был приобретён ещё во времена СССР. Тогда существовала компания «Автоэкспорт», и Виктор выступал в составе её команды на автомобиле «Лада». Команда ездила в Германию, Польшу, Турцию, Венгрию — в страны, где продавались автомобили советского производства, с целью их популяризации. И вот в «Автоэкспорте» задумали сделать два экипажа на современных на тот момент автомобилях Lancia.

Планировалось, что два советских экипажа должны были выступать на этапах чемпионата мира и Европы на этих Lancia, чтобы популяризировать нашу страну. В этом проекте предложили поучаствовать великому советскому гонщику Эугениусу Тумалявичусу и Виктору Балакану. При условии, что гонщики приобретут автомобили на собственные деньги.

Неизвестно, как купил машину Тумалявичус (он сэкономил и приобрёл «серийную» Lancia группы N — на фото), а Балакан нашёл спонсора — белорусскую компанию, которая приобрела автомобиль как раз под эту программу. «Автоэкспорту» оставалось лишь профинансировать выступления гонщиков.

Экипаж серийной Lancia группы N
Экипаж серийной Lancia группы N

Балакан купил машину в Финляндии у Маркку Алена. Выйти на него помог «Автоэкспорт». В Финляндии была такая фирма Konela, которая продавала советские «Лады». Перед гонщиками стояла одна задача — найти деньги и оплатить покупку.

Балакан долго хранил кресло пилота с именем Маркку Алена. Какое-то время выступал, сидя в этом кресле. Затем пришлось сиденья поменять из-за просроченной омологации. Где-то затерялось кресло...

Автомобиль привезли в Советский Союз, и пилоты немножко обалдели — представьте себе: в девяностом году получить такую машину, которой непонятно даже как и управлять-то. Для изучения автомобиля и для его проверки договорились с одной финской компанией о поставке запасных частей, а заодно научили механиков и Балакана тому, как общаться с этой машиной. Балакан отвёз «Лянчу» в Финляндию, где ему дали счёт на оплату колёс, резины — планировались тесты этого автомобиля.

И в этот самый момент внезапно рушится Советский Союз. «Автоэкспорт» накрывается медным тазом, и что происходит в итоге? На пилотах висят какие-то обещания перед спонсорами — они договаривались, что будут нести их рекламу на борту своего автомобиля на этапах чемпионата мира и Европы по ралли. При этом самого автомобиля у Балакана нет. Все гарантийные письма написаны на имя «Автоэкспорта», которого тоже больше нет...

Пару лет Балакан был в подвешенном состоянии — как будто бегал босиком по раскалённому песку, не знал, что происходит и что делать. Но со временем пришло понимание: обратного пути нет, Советский Союз не воссоединится, а «Автоэкспорт» не возродится. Надо было каким-то образом забирать машину из Финляндии.

В итоге «Лянчу» Балакан всё-таки получил назад и начал её самостоятельно изучать уже в России. С автомобилем в Финляндии никто ничего не делал — проплаты же не было. Балакан начал пытаться на ней ездить, чтобы понять, что это такое — полноприводная турбированная машина. И подсказать-то было некому — на дворе 1991 год, информации ноль, Интернета и YouTube ещё не было, негде посмотреть...

Так что гонщик просто выезжал в лес, привыкал к поведению машины — закинет руль вправо, закинет влево и смотрит, куда её понесёт, что она будет делать под газом и под сброс газа.

А потом пилоты начали выезжать на наши российские гонки. Первым было не ралли, не кольцо и даже не автокросс, а первая ночная ледовая гонка «Ночное шоу: Ледовая дуэль», которая состоялась в 1993 году. Организованное московским автомотоклубом совместно с объединением ЛЛД соревнование представляло собой уникальное сражение кольцевиков, раллистов и кроссменов — все выступали на своей технике, и в результате получилась совершенно удивительная солянка!

Виктор Козанков и Александр Нестеров стартовали на «Формулах 1600» (это зимой-то, да на льду), Роман Колесников пилотировал багги, Владислав Штыков и Александр Потапов вывели на старт полноприводные раллийные «Москвичи-2141», Алексей Лядухин и Николай Трепыхалин использовали вазовские «восьмёрки», а на Лянчах стартовали сразу трое: Вячеслав Прохоров, Владимир Ганин и Виктор Балакан.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Балакан в предварительных заездах опередил Трепыхалина, в четвертьфинале справился с Понником, в полуфинале сломил сопротивление Штыкова и в финале сошёлся с Виктором Козанковым...

Виктор Балакан рассказывает: «Это была первая пробная парная гонка — дебютная и для гонщиков, и для организаторов. Собралось довольно много зрителей. Машина была для меня новой, я не знал, как ею управлять. Но я справился. Ко мне потом подходили соперники и спрашивали, мол, как ты умудрился всех обогнать, где научился так ездить? А я не знал, что им ответить!».

Тогда Балакан сделал для себя вывод: у Lancia был так настроен полный привод, что если водитель умеет ездить на заднем приводе, то и на полном точно поедет. Машина больше прощала. Все эти сносы-заносы — на полном приводе дал газ, и она сама в поворот едет. На заднем приводе тебя сносит наружу, на переднем приводе, если газу много даёшь, то тебя стаскивает вовнутрь. А полный привод едет туда, куда надо! С точки зрения изучения автомобиля гонка оказалась для пилота очень полезной.

В этой гонке Виктор Балакан  выиграл среди всех раллистов, а Виктор Козанков стал лучшим среди кольцевиков. В финале их поставили вместе, и они сражались за главный приз. Балакан допустил ошибку — вместо третьей воткнул пятую, машина зачихала, и на финише Виктор опередил его на полметра, выиграл! За первое место разыгрывалась BMW седьмой серии, а за второе место — телевизор или видеоцентр. Награждал победителей актёр Леонид Ярмольник.

Следующее появление Lancia Delta HF Integrale под управлением Виктора Балакана состоялось через год — в первых числах февраля 1994 года. В Раменском проходил второй этап чемпионата России по ралли — ралли «Мороз». Петербуржец вышел на старт за рулём Lancia в цветах Lancia Martini.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Через семь лет после своего дебюта в чемпионате мира по ралли и схода из-за поломки подвески заводская Lancia с номером шасси 381371 сделала первые шаги на российских трассах. И здесь первый блин не вышел комом — в первом же старте этой машины в российских ралли Виктор Балакан и Светлана Лукьянова одержали первую для себя победу в абсолютном зачёте этапа чемпионата страны!

Впрочем, остальные ралли 1994 года были не столь успешными — в целом из шести гонок в том сезоне Балакан финишировал лишь в двух. В остальных машина попросту не финишировала. Подобная статистика сохранялась и в дальнейшем — в первые пять лет автомобиль чаще сходил с дистанции, чем доезжал до финиша. И лишь в свой шестой сезон в России ситуацию удалось переломить, но это был заключительный год в российской карьере Lancia.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD
Виктор Балакан: «Периодически „Лянча“ ломалась — не из-за аварий или стиля езды, а сама по себе. То ли мы что-то делали с ней не так, то ли ещё что... Её двигатель был настроен на специальный гоночный бензин. Мы заливали лучший из того, что смогли найти, а у неё прогорают поршни и выдувает прокладку, перегревается турбина. В общем, был какой-то ужас».
Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Потом пилот более-менее привык к машине и начал потихоньку доезжать до финиша. В 1996 году его пригласили в Италию на чемпионат среди полицейских — он когда-то служил в органах. Виктор приехали в Верону под руководством Виктора Николаевича Кирьянова и выступал со своей женой Светланой Лукьяновой. Выступили хорошо — заняли второе место в абсолюте и первое среди иностранных экипажей.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Итальянцам был очень интересен тот факт, что мы приехали на Lancia. Для них этот автомобиль был священным! На него буквально молились, а тут на нём приехали русские.

У Балакана на машине стояли пластиковые двери, крылья, крышка багажника и капот. Итальянцы подходили, стучали пальцем и всё спрашивали: «Как так можно? Почему не сделаете из металла? В России нет металла?». Они не понимали — всё, что стояло изначально, уже давно сломалось, разбилось и было заменено на пластик. Балакин со своими единомышленниками нашёл похожую Lancia, склеил с неё матрицы и потом клеил всё это стеклотканью и эпоксидкой. Детали были легче — по международным правилам это запрещалось, но нас допустили на чемпионат среди полицейских!».

Чемпионат по ралли среди полицейских
Чемпионат по ралли среди полицейских

Конец гоночной карьеры этой Lancia в России был следующим: когда все соперники пересели на современные Mitsubishi и Subaru, стало понятно, что на старенькой «Лянче» за ними уже не угнаться. И Виктор Балакан приобрёл себе другой легендарный автомобиль — Аркадий Кузнецов продал петербуржцу боевой А-групповой Ford Escort RS Cosworth и такую же тренировочную машину.

Lancia Delta HF 4WD
Lancia Delta HF 4WD

Lancia осталась не у дел, и в 2018 году Виктор выставил её на продажу в Интернете. Машину приобрёл итальянский коллекционер — Lancia вернулась на родину.

В настоящее время автомобиль полностью разобран и ждёт реставрации. По мнению нынешнего владельца, это займёт два-три года, но... восстанавливать машину он будет в виде автомобиля Бруно Саби на ралли Tour de Corse 1987 года, а не как машину Виктора Балакана. Ещё одна российская легенда утеряна...

Но интересно, что в процессе реставрации владельцу придётся провести даунгрейд автомобиля — из более навороченной спецификации Lancia Delta HF Integrale ему предстоит вернуть машину в спецификацию Lancia Delta HF 4WD.

Фото взяты из открытых источников.

Ещё интереснее: Легенды 90-х на российских трассах. «Дедовская» Lancia.