Ралли Tour de Corse — Rallye de France 1987 года. Пятый этап чемпионата мира по ралли. На старте девяносто пять экипажей, среди которых три дуэта, представляющих команду-фаворита Lancia Martini. Под первым номером на старт вышел Бруно Саби, шестой номер достался Мики Биазону и девятый — Иву Лубе.
Условным лидером команды на этапе был Саби. После уничтожения группы Б французский пилот, в ту эпоху являвшийся одним из лидеров заводской команды Peugeot Talbot Sport, едва не остался не у дел. Да, ему нашлось место в Lancia, но лишь в качестве асфальтового специалиста: в 1987 году он проехал лишь три этапа чемпионата мира по ралли: асфальтовые ралли «Монте-Карло» и Tour de Corse, а также асфальтово-гравийное ралли «Санремо».
Первый старт Бруно на новейшей Lancia Delta HF 4WD (шасси № 366109) в Монте-Карло оказался неудачным — Саби сошёл из-за поломки трансмиссии. Следующие четыре месяца француз отдыхал и вернулся за руль раллийного автомобиля лишь на родной земле — на ралли Корсики. Но и здесь ему не повезло: подвеска его Lancia с номером шасси 381371 не выдержала накала борьбы. Поломка привела к сходу французского экипажа.
В течение четырёх следующих сезонов Саби продолжил выступать на Lancia Delta и добился множества побед. Но это были другие Lancia — более мощные и совершенные.
А вот первые А-групповые «Дельты» ждала иная судьба. После 1987 года автомобили, на которых выступал Бруно, были проданы частникам. «Монте-карловская» и «санремовская» машины оказалась в Италии, а «корсиканский» автомобиль отправился в Финляндию...
К кому бы вы думали? Попробуйте угадать!
Итак, небольшой квиз внутри статьи! Какому финскому гонщику команда Lancia Martini могла продать суперсовременное «оружие»? При этом в 1990 году этот финский гонщик избавился от своей покупки — это важный момент.
Ну что, считаю до пяти и называю ответ. Пять, четыре, три, два, один...
Владельцем машины стал пилот Lancia Martini Маркку Ален. Легендарный «одиннадцатидневный чемпион мира»: в 1986 году финн стал чемпионом мира по итогам сезона, но через одиннадцать дней после завершения чемпионата был удовлетворён протест команды Peugeot Talbot Sport, результаты скандального ралли «Санремо» были отменены и чемпионом был провозглашён Юха Канккунен.
Вот экипажи-претенденты на титул перед стартом заключительного этапа чемпионата мира по ралли 1986 года — кстати, обратите внимание на необычного титульного спонсора Lancia. Это не Martini, а Martini & Rossi — ралли проходило в США, и там была другая рекламная доктрина:
В 1987 году Маркку приобрёл Lancia «из-под» Бруно Саби. После покупки по заказу Алена автомобиль перекрасили в бело-синие цвета. В 1989 году всё там же в стране Суоми машина получила апгрейд и была переделана в версию Lancia Delta HF Integrale, а ещё через пару лет она вновь была продана.
Почему же так важен тот момент, что Маркку продал итальянскую машину именно в 1990 году? Всё просто: по окончании сезона-1989 финский гонщик покинул команду Lancia Martini и перешёл в заводской коллектив Subaru Technica International, где ему пришлось учить ездить новенькую Subaru Legacy RS. И, как любому другому гонщику заводской команды, иметь в своём гараже автомобиль конкурирующего коллектива попросту нельзя.
Следующий этап в жизни Lancia оказался настолько насыщен событиями, что про эту машину можно написать отдельную книгу!
По словам непосредственного участника событий, владельца и единственного пилота той самой «Лянчи» Виктора Балакана, автомобиль был приобретён ещё во времена СССР. Тогда существовала компания «Автоэкспорт», и Виктор выступал в составе её команды на автомобиле «Лада». Команда ездила в Германию, Польшу, Турцию, Венгрию — в страны, где продавались автомобили советского производства, с целью их популяризации. И вот в «Автоэкспорте» задумали сделать два экипажа на современных на тот момент автомобилях Lancia.
Планировалось, что два советских экипажа должны были выступать на этапах чемпионата мира и Европы на этих Lancia, чтобы популяризировать нашу страну. В этом проекте предложили поучаствовать великому советскому гонщику Эугениусу Тумалявичусу и Виктору Балакану. При условии, что гонщики приобретут автомобили на собственные деньги.
Неизвестно, как купил машину Тумалявичус (он сэкономил и приобрёл «серийную» Lancia группы N — на фото), а Балакан нашёл спонсора — белорусскую компанию, которая приобрела автомобиль как раз под эту программу. «Автоэкспорту» оставалось лишь профинансировать выступления гонщиков.
Балакан купил машину в Финляндии у Маркку Алена. Выйти на него помог «Автоэкспорт». В Финляндии была такая фирма Konela, которая продавала советские «Лады». Перед гонщиками стояла одна задача — найти деньги и оплатить покупку.
Балакан долго хранил кресло пилота с именем Маркку Алена. Какое-то время выступал, сидя в этом кресле. Затем пришлось сиденья поменять из-за просроченной омологации. Где-то затерялось кресло...
Автомобиль привезли в Советский Союз, и пилоты немножко обалдели — представьте себе: в девяностом году получить такую машину, которой непонятно даже как и управлять-то. Для изучения автомобиля и для его проверки договорились с одной финской компанией о поставке запасных частей, а заодно научили механиков и Балакана тому, как общаться с этой машиной. Балакан отвёз «Лянчу» в Финляндию, где ему дали счёт на оплату колёс, резины — планировались тесты этого автомобиля.
И в этот самый момент внезапно рушится Советский Союз. «Автоэкспорт» накрывается медным тазом, и что происходит в итоге? На пилотах висят какие-то обещания перед спонсорами — они договаривались, что будут нести их рекламу на борту своего автомобиля на этапах чемпионата мира и Европы по ралли. При этом самого автомобиля у Балакана нет. Все гарантийные письма написаны на имя «Автоэкспорта», которого тоже больше нет...
Пару лет Балакан был в подвешенном состоянии — как будто бегал босиком по раскалённому песку, не знал, что происходит и что делать. Но со временем пришло понимание: обратного пути нет, Советский Союз не воссоединится, а «Автоэкспорт» не возродится. Надо было каким-то образом забирать машину из Финляндии.
В итоге «Лянчу» Балакан всё-таки получил назад и начал её самостоятельно изучать уже в России. С автомобилем в Финляндии никто ничего не делал — проплаты же не было. Балакан начал пытаться на ней ездить, чтобы понять, что это такое — полноприводная турбированная машина. И подсказать-то было некому — на дворе 1991 год, информации ноль, Интернета и YouTube ещё не было, негде посмотреть...
Так что гонщик просто выезжал в лес, привыкал к поведению машины — закинет руль вправо, закинет влево и смотрит, куда её понесёт, что она будет делать под газом и под сброс газа.
А потом пилоты начали выезжать на наши российские гонки. Первым было не ралли, не кольцо и даже не автокросс, а первая ночная ледовая гонка «Ночное шоу: Ледовая дуэль», которая состоялась в 1993 году. Организованное московским автомотоклубом совместно с объединением ЛЛД соревнование представляло собой уникальное сражение кольцевиков, раллистов и кроссменов — все выступали на своей технике, и в результате получилась совершенно удивительная солянка!
Виктор Козанков и Александр Нестеров стартовали на «Формулах 1600» (это зимой-то, да на льду), Роман Колесников пилотировал багги, Владислав Штыков и Александр Потапов вывели на старт полноприводные раллийные «Москвичи-2141», Алексей Лядухин и Николай Трепыхалин использовали вазовские «восьмёрки», а на Лянчах стартовали сразу трое: Вячеслав Прохоров, Владимир Ганин и Виктор Балакан.
Балакан в предварительных заездах опередил Трепыхалина, в четвертьфинале справился с Понником, в полуфинале сломил сопротивление Штыкова и в финале сошёлся с Виктором Козанковым...
Виктор Балакан рассказывает: «Это была первая пробная парная гонка — дебютная и для гонщиков, и для организаторов. Собралось довольно много зрителей. Машина была для меня новой, я не знал, как ею управлять. Но я справился. Ко мне потом подходили соперники и спрашивали, мол, как ты умудрился всех обогнать, где научился так ездить? А я не знал, что им ответить!».
Тогда Балакан сделал для себя вывод: у Lancia был так настроен полный привод, что если водитель умеет ездить на заднем приводе, то и на полном точно поедет. Машина больше прощала. Все эти сносы-заносы — на полном приводе дал газ, и она сама в поворот едет. На заднем приводе тебя сносит наружу, на переднем приводе, если газу много даёшь, то тебя стаскивает вовнутрь. А полный привод едет туда, куда надо! С точки зрения изучения автомобиля гонка оказалась для пилота очень полезной.
В этой гонке Виктор Балакан выиграл среди всех раллистов, а Виктор Козанков стал лучшим среди кольцевиков. В финале их поставили вместе, и они сражались за главный приз. Балакан допустил ошибку — вместо третьей воткнул пятую, машина зачихала, и на финише Виктор опередил его на полметра, выиграл! За первое место разыгрывалась BMW седьмой серии, а за второе место — телевизор или видеоцентр. Награждал победителей актёр Леонид Ярмольник.
Следующее появление Lancia Delta HF Integrale под управлением Виктора Балакана состоялось через год — в первых числах февраля 1994 года. В Раменском проходил второй этап чемпионата России по ралли — ралли «Мороз». Петербуржец вышел на старт за рулём Lancia в цветах Lancia Martini.
Через семь лет после своего дебюта в чемпионате мира по ралли и схода из-за поломки подвески заводская Lancia с номером шасси 381371 сделала первые шаги на российских трассах. И здесь первый блин не вышел комом — в первом же старте этой машины в российских ралли Виктор Балакан и Светлана Лукьянова одержали первую для себя победу в абсолютном зачёте этапа чемпионата страны!
Впрочем, остальные ралли 1994 года были не столь успешными — в целом из шести гонок в том сезоне Балакан финишировал лишь в двух. В остальных машина попросту не финишировала. Подобная статистика сохранялась и в дальнейшем — в первые пять лет автомобиль чаще сходил с дистанции, чем доезжал до финиша. И лишь в свой шестой сезон в России ситуацию удалось переломить, но это был заключительный год в российской карьере Lancia.
Виктор Балакан: «Периодически „Лянча“ ломалась — не из-за аварий или стиля езды, а сама по себе. То ли мы что-то делали с ней не так, то ли ещё что... Её двигатель был настроен на специальный гоночный бензин. Мы заливали лучший из того, что смогли найти, а у неё прогорают поршни и выдувает прокладку, перегревается турбина. В общем, был какой-то ужас».
Потом пилот более-менее привык к машине и начал потихоньку доезжать до финиша. В 1996 году его пригласили в Италию на чемпионат среди полицейских — он когда-то служил в органах. Виктор приехали в Верону под руководством Виктора Николаевича Кирьянова и выступал со своей женой Светланой Лукьяновой. Выступили хорошо — заняли второе место в абсолюте и первое среди иностранных экипажей.
Итальянцам был очень интересен тот факт, что мы приехали на Lancia. Для них этот автомобиль был священным! На него буквально молились, а тут на нём приехали русские.
У Балакана на машине стояли пластиковые двери, крылья, крышка багажника и капот. Итальянцы подходили, стучали пальцем и всё спрашивали: «Как так можно? Почему не сделаете из металла? В России нет металла?». Они не понимали — всё, что стояло изначально, уже давно сломалось, разбилось и было заменено на пластик. Балакин со своими единомышленниками нашёл похожую Lancia, склеил с неё матрицы и потом клеил всё это стеклотканью и эпоксидкой. Детали были легче — по международным правилам это запрещалось, но нас допустили на чемпионат среди полицейских!».
Конец гоночной карьеры этой Lancia в России был следующим: когда все соперники пересели на современные Mitsubishi и Subaru, стало понятно, что на старенькой «Лянче» за ними уже не угнаться. И Виктор Балакан приобрёл себе другой легендарный автомобиль — Аркадий Кузнецов продал петербуржцу боевой А-групповой Ford Escort RS Cosworth и такую же тренировочную машину.
Lancia осталась не у дел, и в 2018 году Виктор выставил её на продажу в Интернете. Машину приобрёл итальянский коллекционер — Lancia вернулась на родину.
В настоящее время автомобиль полностью разобран и ждёт реставрации. По мнению нынешнего владельца, это займёт два-три года, но... восстанавливать машину он будет в виде автомобиля Бруно Саби на ралли Tour de Corse 1987 года, а не как машину Виктора Балакана. Ещё одна российская легенда утеряна...
Но интересно, что в процессе реставрации владельцу придётся провести даунгрейд автомобиля — из более навороченной спецификации Lancia Delta HF Integrale ему предстоит вернуть машину в спецификацию Lancia Delta HF 4WD.
Фото взяты из открытых источников.
Ещё интереснее: Легенды 90-х на российских трассах. «Дедовская» Lancia.