Найти тему
Одинокий Пастух

В первый раз на "Дзене", в который раз о "Цое"

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ну, с почином меня! Первый пост на "Дзене". Как знать, может статься, что и не последний.

Посмотрел я наконец, други мои, фильм "Цой", про который нынче не высказался только ленивый. А поскольку я хоть и ленивый, но не настолько, чтобы не принять участие в обсуждении такого, не побоюсь этого слова, судьбоносного для страны события, рискну ознакомить вас со своими впечатлениями и мыслями по сему достойному поводу.

Для начала сюжет. Не пугайтесь, я кратенько, вдруг всё-таки кто не в курсе.

Начинается фильм с самого что ни на есть реального и всем известного факта: "Москвич" Цоя врезается в автобус, в результате чего Цой погибает. На этом реальные факты заканчиваются, зато фантазия режиссера Алексея Учителя пускается в буйный пляс, сметая по пути все надежды и чаяния фанатов музыканта, решивших поначалу, что Учитель сымает сугубый байопик и ни на йоту не отступит, так сказать, от протокола.

Итак в соответствии с фантазией режиссера везти тело Цоя в Ленинград поручают водителю того самого автобуса, с которым и столкнулся автомобиль звезды русского рока. Вместе с гробом доставить в город на Неве также предстоит друзей и родственников музыканта. Всю эту честнУю компанию в отдельной машине сопровождает Игорь Верник, изображающий, как нетрудно догадаться по сюжету, продюсера Айзеншписа, Юрия Шмильевича. Верник в образе Айзеншписа ищет кассету с наработками к последнему альбому группы "Кино", которая была в машине Цоя и которую зачем-то с места аварии стибрил незадачливый виновник гибели певца и по совместительству главный герой фильма.

Ну и вот, значит, едут они, и происходит с ними по пути всякое разное. Не сильно так происходит, не по-блокбастеровски, а в основном – на уровне взаимоотношений. Ну, и Верник – Айзеншпис аки пёс рыщет за кассетой и изо всех сил подозревает главного героя.

Сразу скажу: общее впечатление от фильма положительное. На мой взгляд, вышла неплохая история в жанре road movie . Не "Зеленая книга", конечно, нет! Появления и развития глубоких мыслей сей кин не стимулирует, но один раз посмотреть стоит.

Что же касается основной претензии к фильму, а именно абсолютной завиральности происходящего на экране, смею сказать вот что.

Ещё при жизни Виктор Цой из обыкновенного живого человека превратился в Последнего героя, Голос поколения и Звезду по имени Солнце. Понятно дело, что смерть и подавно возвела его практически в ранг божества. А любое божество имеет право на свою мифологию, внутри которой оно живёт, убивает гидру, тырит огонь у горнего мира, топит бесноватые стада свиней в море и т.д. и т.п.

В виду личного незнакомства с Цоем нам с вами остаётся довольствоваться лишь мифом о Герое, вольно или невольно созданным его окружением. Как и положено мифу, что-то в нем сглажено, а что-то, наоборот, заострено до гротеска.

Вот написал, например, уважаемый Алексей Викторович Рыбин "Кино" с самого начала". Хорошая вышла книга? Отличная! Всё ли в ней является правдой-маткой? Не уверен. Ну, просто потому, что чрезвычайно редко человек живёт так, чтобы о его жизни интересно было писать и уж, тем паче, читать. Приходится где-то подзамазать, где-то приукрасить, а где-то и вовсе приврать.

Думаю, это относится и к историям, поведанным Свином, БГ, Вишней, Тропилло и прочими. Всегда в них имеется оттенок такой вот "ленинианы". Да чёрт возьми, уж если сам Борис Борисович не может сейчас с уверенностью сказать, имело ли место знакомство с Цоем в электричке или они уже были представлены друг другу до этой исторической встречи!.. А вот поди ж ты, сюжет вошел в анналы и стал частью канонической мифологии.

Не скажу про другие религии, но вот, скажем, в христианстве помимо канонической имеется еще и мифология апокрифическая. Последняя ещё получила название ересей.

Так вот, если следовать это аналогии, фильм "Цой", безусловно, является откровеннейшей и вздорнейшей ересью.

Имел ли право изобретать и воспроизводить таковую режиссёр Учитель? Вопрос к его совести. Обманул ли он поклонников Цоя? Мне кажется, нет. Перед выходом фильма все были честно предупреждены о том, что ничего общего с реальностью сюжет не имеет, но зачем-то шли, а потом ругачески ругались ровно на то, о чем их предупредили. Стоило ли называть фильм "Цой"? Это, уж извините, право режиссёра. К сожалению или к счастью, мы живём в капиталистическом обществе, где каждый хочет заработать денег. Если Учитель совершенно справедливо считает, что название в лучшую сторону повлияет на кассовые сборы фильма, он имеет полное право называть свои творения хоть "Цой", хоть "Вера Брежнева", хоть "Как как управлять вселенной не привлекая внимания санитаров".

Что касается претензий Александра Цоя, тут, мне кажется, стоит задуматься: а как отнесся бы к фильму сам Цой? Сдаётся, мне, что не сильно бы осердился. И уж совершенно точно, не стал бы писать челобитные ни президенту, ни в ЖЭК, ни в Организацию Объединенных Наций.

В общем, остаётся надеяться, что хоть сей опус Учителя и не станет, разумеется, частью официального мифа о музыканте, он всё же добавит этому мифу дополнительных оттенков. А уж образу и таланту Виктора Цоя, нашей любви к его песням данный фильм точно не повредит.

У меня всё. Если было не интересно, прошу простить за отнятое время.

Всем хорошего!

P . S . И всё же почему герой Цыганова столь упорно не желал расставаться с кассетой, я так и не понял.