1 февраля 1851 года – умерла Мэри Шелли ,
английская писательница.
В общем-то, данной публикацией я вторгаюсь не в свою тему. Английская писательница-феминистка, породившая всемирно известного монстра – к подобным биографиям я практически не обращаюсь.
Однако в данном случае сделал исключение: когда ознакомился с судьбой этой писательницы, просто не смог удержаться от того, чтобы предельно коротко не поделиться своими о ней впечатлениями. Не сомневаюсь, что для кого-то из читающих эти строки предлагаемая биография также откроется некоторыми неожиданными сторонами.
Мэри Шелли мы помним в первую очередь как автора, породившего «Франкенштейна»… В Великобритании она известна в большей степени как жена (потом вдова) классика британского романтизма и глашатая сексуальной раскрепощённости, популяризации творчества которого посвятила свой тридцатилетний вдовый отрезок жизни.
Мэри – это её настоящее имя, а Шелли – она по мужу. Писать под девичьей фамилией она не могла потому, что мать у неё тоже имела имя Мэри, и тоже была писательницей. Мэри Уолстонкрафт получила известность как автор романов, книги об истории Великой Французской революции, в главное – эссе «В защиту прав женщин» (и это в чопорно-традиционной Британии второй половины XVIII столетия!), а также как сторонница довольно вольных нравов; причём, сторонница не салонно-умозрительная, а утверждавшая свои представления о месте женщины в обществе собственным поведением. Достаточно сказать, что она вышла замуж после по меньшей мере двух громких и скандальных любовных приключений – и вышла также за человека вольных взглядов, замешанного в политических и религиозных скандалах, которого сегодня числят как одного из теоретиков анархизма.
Так что наследственность у Мэри-младшей получилась та ещё!.. Несмотря даже на то, что мать при родах – а случилось это в 1797 году – умерла, девочку воспитывал вольнодумец-отец, который, хотя со временем и женился вновь, дал дочери великолепное образование при изрядной примеси феминизма – напомню, что это в самом начале XIX столетия.
Что ж удивительного, что в 16 лет её избранником стал также весьма эпатажный писатель и поэт!.. Звали его Перси Биш Шелли, и он уже успел оскандалиться тем, что… В общем, несколько лет назад он сбежал с женщиной, которая стала его женой. А теперь бросил её, чтобы убежать с нашей героиней. При этом Перси – что ранее своей законной жене, что теперь новой возлюбленной – предлагал пригласить к ним в постель и его друга, и его здорово напрягало, что женщины этим экспериментом, судя по всему, не прельстились.
А потом жена Перси покончила с собой, и Мэри смогла обвенчаться с возлюбленным. Только счастье как-то обходило их стороной. Из троих родившихся детей двое умерли с разницей в год. А потом и сам Перси Шелли погиб – утонул при морской катастрофе.
К этому следует добавить, что сводная сестра Мэри, Клэр Клэрмонт – а они между собой дружили – была любовницей Байрона, тоже человека, как известно, экстравагантного, и матерью его ребёнка; однако при этом к ней питал нежные чувства всё тот же неугомонный Перси (хотя об интимных отношениях между ними вроде как неизвестно).
Когда прочитал я о судьбе этой писательницы, подумал вот о чём… Что ж удивительного, что монстра Франкенштейна придумала именно женщина – с такой-то судьбой!..
…Знаете, что ещё удивляет?.. На разных портретах Мэри выглядит очень по-разному. На одних – весьма симпатичная женщина, на других – столь же весьма непривлекательная особа… Уж не знаю, чем это объяснить. Кроме как тем, что на восприятие художника накладывалось впечатление от творческого порождения его модели…