Поводом для написания статей (и ведению блога) стала новость, после прочтения которой я прошёл все стадии психологической реакции больного со смертельным диагнозом:
Шок / Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия
ШОК
Недавно опубликованный голландской компанией TomTom индекс «загруженности дорог» , побудил все российские СМИ написать про 1-е место Москвы в этом рейтинге. Надо же! Вот удивили:
- город с численностью населения 12 678 079 человек (по данным Росстата)
- численностью населения Московской агломерации 17 125 000 человек (15-е место в мире)
- и суммарной численностью населения Москвы и области составляет 20 368 942 человек (20 миллионов, Карл!)
И всё это только зарегистрированные жители. Без учёта туристов, нелегалов, людей без определённого места жительства, нежелающих участвовать в переписи и т.д. Такой мегаполис конечно же обречён на вечные муки пробки.
Ну, да ладно, бог с ней, с Москвой. Но почему никого не удивляет, что Новосибирск находится на 9-м месте этого списка? Вдумайтесь — почётное 9-е место среди городов с самой худшей дорожной ситуацией в МИРЕ! На всём земном шаре!
ГНЕВ
Серьёзно?! Я «погуглил» население 14 городов (которые влезли в картинку):
- Москва — 12,5 млн. чел. / Агломерация — 17,1 млн. чел.
- Мумбаи — 12,4 млн. чел. / Агломерация — 18,3 млн. чел.
- Богота — 7,6 млн. чел. / Агломерация — 11,08 млн. чел.
- Манила — 13,9 млн. чел. / Агломерация — 21.3 млн. чел.
- Стамбул — 15,1 млн. чел. / Агломерация — млн. чел.
- Бангалор — 8,4 млн. чел. / Агломерация — 12,3 млн. чел.
- Киев — 2,9 млн. чел. / Агломерация — 5,4 млн. чел.
- Нью-Дели — 20 млн. чел. / Агломерация — 30,2 млн. чел.
- Новосибирск — 1,6 млн. чел. / Агломерация — 2,06 млн. чел.
- Бангкок — 10,5 млн. чел. / Агломерация — н/д
- Одесса — 1,01 млн. чел. / Агломерация — 1,2 млн. чел.
- Санкт-Петербург — 5,3 млн. чел. / Агломерация — 6,2 млн. чел.
- Харьков — 2,1 млн. чел. / Агломерация — 2,6 млн. чел.
- Лодзь — 0,6 млн. чел. / Агломерация — н/д
Хуже Новосибирска, в этом списке, показатель «пробки/население» только в Лодьзе (Польша) и Одессе (Украина). А самое печальное, что другие города на этой картинке (кроме Новосибирска и Харькова) в 2019 году имели показатели лучше. А в Новосибирске ситуация стабильная — из года в год мы стоим на 9-м месте и не движемся (как символично).
САМОЕ ЗАГРУЖЕННОЕ ВРЕМЯ НА ДОРОГАХ НОВОСИБИРСКА С 17:00 до 18:00. ЕСЛИ ИЗБЕГАТЬ ПОЕЗДОК В ЭТОТ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, ЭТО МОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ ДО 4 ЧАСОВ В ГОД
Если интересно более подробно про Новосибирские пробки — тык (там статистика по часам, по дням, и по всему вообще)
И я бы даже не удивился, будь мы в первой сотне городов мира по численности населения. Но согласно рейтингу «World City Populations» (2020-2021) Новосибирск находится на 300-м месте в МИРЕ. А в рейтинге «Demographia World Urban Areas» на 316.
ТОРГ
С другой стороны, что за истерика? Пробки, они и в Африке пробки, что в этом такого? Все стоят и мы стоим. К тому же среди российских городов мы проигрываем Санкт-Петербургу всего 1%, а уж там-то денег гораздо больше чем в Новосибирске.
И ещё непонятно действительно ли так плох плотный поток на дороге? Вон статистика ДТП нам указывает на то, что случаев со смертельным исходом в пределах городской черты стало гораздо меньше! Или нет?
Статистика с официального сайта ГИБДД (за декабрь 2020, на момент написания статьи, статистики не было, поэтому, для чистоты показателей, я взял 11 месяцев) по Новосибирску.
- 2020 год: 1213 ДТП / 67 погибло / 1375 ранено / 4,6% степень тяжести последствий (чтобы это не значило)
- 2019 год: 972 ДТП / 64 погибло / 1223 ранено / 5,0%
- 2018 год: 1349 ДТП / 74 погибло / 1658 ранено / 4,3%
- 2017 год: 1411 ДТП / 57 погибло / 1686 ранено / 3,3%
Это просто цифры, никаких выводов.
Да и люди научились уже жить с пробками — теперь мы можем прогнозировать, что дорога от Академгородка (ИЯФ ) до центра Новосибирска (площадь Ленина ) займёт у нас примерно 1 час. В будний день. В обед. 26,5 километров. Если по дороге не произошло аварии. Одним словом — удобно.
ДЕПРЕССИЯ
Давайте обратимся ещё к одной любопытной статистике.
- Работа из дома 8,16%
- Ходьба 26,53%
- Автомобиль 44,90%
- Велосипед 0,00%
- Автобус / троллейбус 10,20%
- Трамвай 2,04%
- Поезд / Метро 8,16%
Поскольку статистика иностранная, то она может быть не самая точная, но прекрасно отражает общую тенденцию. И в этот самый момент нам открываются новые оттенки «серого» (подходящее название для Новосибирска, не находите? ).
По оценкам буржуев, в этом городе из-за поездок на работу / в школу на одного пассажира ежегодно производится 1 290,15 кг CO2. Чтобы превратить этот объём в кислород, каждый пассажир должен высадить 59,26 дерева.
Мы сами дышим тем, что производим. Никакие фильтры и внутренняя циркуляция воздуха в машине нас не спасут. По неофициальным данным, выбросы вредных веществ от транспортных средств могут достигать 66% в структуре валовых выбросов в Новосибирске.
Стоит ли говорить о том, сколько грязи с колёс осыпается на дорогах, которая превращается в пыль, которая поднимается в воздух, которым мы дышим? Наверное стоит, ведь в 2018 году была создана специальная рабочая группа «Антипыль»! ПРУФЛИНК
А уже в 2019 году (т.е. на следующий год), при совете депутатов Новосибирска состоялось заседание рабочей группы по вопросам экологии и реализации природоохранной деятельности, где была сформирована новая рабочая группа! (из группы «Антипыль» и рабочей группы, занимающейся проблемами экологии Новосибирска). ПРУФЛИНК
И как там пыль? — спросите вы. С удовольствием отвечаем — пыль чувствует себя прекрасно. Вот, например, статья на НГС за апрель 2020. А вот данные платформы CityAir, которые в реальном времени отслеживают воздух, которым мы дышим (обратите внимание, 10 баллов — очень грязный воздух).
Неужели всё так плохо? Конечно нет, всё гораздо хуже! Ведь стоя в пробках мы ещё и деньги теряем.
Хотя экономика пробки довольно сложная и не поддаётся моему гуманитарному уму, но нашлись светлые головы, которые подсчитали финансовые потери (хотя данные наспех найденные в интернете разняться и вызывают сомнения, я всё же приведу некоторые из них):
- Журнал «За рулём» в 2019 году пытался найти корреляцию между стоянием в пробках и средней почасовой оплатой труда. Можете свою «стоимость в час» умножить на кол-во часов в пробках. Это сколько теряете непосредственно вы.
- В далёком 2012 году в Минтрансе подсчитали, что простой в пробках обходится российской экономике в 7-9% ВВП ежегодно. «Гугл» говорит, что ВВП в 2019 (он был более-менее ) составил 109 трлн 361,5 млрд рублей. Возьмём 8% от этой суммы ~ 8 трлн 748,92 млрд рублей. Это сколько теряет государство.
- А вот Forbes в далёком 2010 приводит цифру равную 38 млрд рублей в качестве экономических затрат от пробок в Москве. Добавим 10 лет, курс рубля, инфляцию, рост зарплат, налогов, кол-во машин, длину пробок и получим какую-нибудь жесть, равную ежегодному бюджету небольшого непризнанного государства. Это сколько теряет Москва.
- Тут должны быть потери Новосибирска (но где взять данные? какие? и что с ними делать?). Но, признаюсь честно, я максимально туплю в этом вопросе. Если у вас есть возможность и желание помочь, давайте вместе подсчитаем — с цифрами всегда нагляднее получается.
НОВОСИБИРЦЫ ТЕРЯЮТ ЗА ГОД 8 ДНЕЙ И 3 ЧАСА В ПРОБКАХ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ МОЖНО ВЫСАДИТЬ 196 ДЕРЕВЬЕВ
Из чего же может складываться экономика пробки? Давайте попробуем разобраться.
Я поделил затраты на прямые, косвенные и неисчисляемые (да простят меня экономисты). Ещё было бы здорово разделить затраты физических, юридических лиц и муниципальные, но это уже совсем другая история. Итак, прямые:
- Опоздания. Они выливаются в штрафы (для предприятий или работников) или в недоработанные часы (читай — снижение производительности). Можно тут пойти дальше и докрутить до «затраты на уничтожение просроченного товара», но мы же не будем усложнять себе жизнь?
- Топливо. Стоя в пробках увеличивается расход топлива. Вот, например, товарищ на калькуляторе подсчитал разницу. Проделайте тоже самое с данными своего авто, а потом умножьте на шекели и прикиньте затраты на год.
- Экология. В атмосферу выхлопные газы — в бюджет средства на создание какой-нить рабочей группы типа «Антигаз». Плюс затраты на организацию точек экомониторинга (оборудование, з/п, аутсорс). И наверняка ещё какие-то затраты по статье «экология» (я, к сожалению, не в курсе. если вы знаете — напишите).
- Спецтранспорт. Даже с мигалками движение сильно затруднено, из-за этого несут убытки государственные унитарные предприятия, которые могли бы потратить на улучшение оказания услуг населению (но это не точно). Из статьи РБК (09.04.2019) : «По словам министра транспорта региона Анатолия Костылевского, из 300 погибших 170 погибли на дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения из-за того, что не были доставлены до медучреждений в течение так называемого «золотого часа».»
5. Износ автомобиля. В пробке вы или нет, автомобиль продолжает наматывать моточасы. В пробке продолжительность моточаса будет больше. Доходчиво и подробно объяснили тут (или можете сами погуглить). В общем, амортизацию ещё никто не отменял.
6. Последствия ускоренного износа. Сюда можно включить оплату труда специалистов автосервиса, стоимость запасных частей и расходного материала, время потраченное на сервис.
ХОТЯ ПОТЕРИ ВРЕМЕНИ И ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕРТВОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ, У ЭТОЙ ЖЕРТВЫ НЕТ ПОЛУЧАТЕЛЯ
Косвенные затраты (к ним я отнёс все неочевидные, но которые можно гипотетически посчитать):
- Модернизация дорожной сети. Под этим красивым словосочетанием я имею ввиду траты на расширение дорожных полос, монтаж ограждений, установку/демонтаж светофоров и т.д. Все эти действия, по убеждениям городских властей, должны повлиять на улучшение дорожной ситуации (нет). Ведь логика простая — машин много, пропускная способность дорог маленькая, давайте расширим дорогу и влезет больше машин (нет). Ограждения вдоль дороги установим и пешеходы будут в безопасности (нет). Вместо наземных пешеходных переходов построим надземные и подземные и пробки рассосутся (нет). Светофорами разобьём поток и движение придёт в норму (не совсем так).
- Автомобилист косвенно платит за муниципальный транспорт. Перефразирую героев фильма «ДМБ»: — Ты на муниципальном транспорте ездишь? — Нет. — И я не езжу, а он есть.
Работает это примерно так: вы не хотите ехать на муниципальном транспорте (МТ) потому что пробка => МТ показывает убыток => МТ сокращают на всех направлениях => в оставшийся МТ выкраивают деньги из бюджета (которых и так нет) на «поддержание штанов» => МТ в ужасном состоянии => маршруты затыкаются за счёт услуг ИП = … минус деньги из бюджета + минус потенциальные деньги в бюджет + нерешённый вопрос про качество общественного транспорта
3. Инвестиционная привлекательность. Если бы у вас была возможность (по щелчку пальца) сменить место жительства или открыть бизнес в любом городе, стали бы вы переезжать туда, где постоянно огромные заторы? Хотели бы вы строить бизнес в городе, где вовремя доставить товар или сотрудника до места назначения самая непредсказуемая задача?
4. Переезд «ближе к работе». В свете вышесказанного, переезд поближе к месту работы стал выглядеть как разумное стратегическое решение. У одного риэлтерского агентства, даже была какая-то реклама типа «квартира рядом с работой». А ведь в этом комплексе действий есть существенные затраты, которые можно отнести в косвенные затраты из-за пробок (комиссия агентству, ремонт, % по ипотеке/кредиту, транспортные расходы, новые покупки).
5. Налог. Транспортный налог вроде не влияет на наш «стояк», но с другой стороны — в этот момент мы не можем на 100% воспользоваться функцией дороги (дорожное полотно обязано обеспечивать благоприятные условия для движения транспортных средств с определенным весом, а также их безопасную езду в заданном скоростном режиме вне зависимости от погодных условий и факторов времени суток и года). В той же статье Forbs 2010 года озвучена и другая дилемма с налогами:
Неисчисляемые затраты (вы можете игнорировать их, но они есть):
- Всё что может отразиться в графе «здоровье»: ваши нервные клетки, недосып, повышенная утомлённость, стресс и т.д. и т.п. и проч.
- Всё что может отразиться в графе «моральный дух»: условия жизни вблизи работы не всегда отвечают нашим желаниям, гнетущая атмосфера в семье в следствие повышенной раздражительности от долгой дороги, всевозможные проблемы с автомобилем
- Всё что может отразиться в графе «время»: упущенные возможности, сокращение «личного» свободного времени, уменьшение времени проводимого с семьёй
- Всё что может отразиться в графе «живу рядом с дорогой»: пыль, грязь, шум
НОВОСИБИРЦЫ СТАНОВЯТСЯ ЗАЛОЖНИКАМИ ДОРОГИ
Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы: «Доля участков УДС, работающих в режиме перегрузки в часы пик, составляет 38%».
В итоге дорожная ситуация в Новосибирске касается не только 44% автомобилистов, за неё расплачиваются все жители и гости города. А значит и решать её нужно совместно.
ЭПИЛОГ
Эта статья не является ни глубоким анализом, ни авторским исследованием. Она не выявляет проблему, которая вдруг появилась из неоткуда. В ней просто приведены данные с официальных интернет-страниц государственных и частных организаций, выдержки из научных статей, информация из официальных СМИ, российские и иностранные статистические данные.
Тогда для чего всё это написано?
Прежде всего для того, чтобы все мы (автолюбители, пользователи муниципального транспорта, те, кто ходят пешком до работы и те, кто работают из дома, чиновники, менеджеры, учёные, женщины и мужчины, студенты и пенсионеры, бледные и загорелые, одним словом — Новосибирцы) осознали реальность, в которой находимся.
Но осознание не значит принятие. Мы не должны мириться с «дорожной болезнью» Новосибирска. Есть разные методы лечения и они помогают (и уже спасли несколько городов ).
Пробки в Новосибирске — это НЕ норма. Пробки не изобретение пришельцев, не природное явление, не божественный замысел, не происки коммунистов или спецслужб США, а дело рук самых обычных, среднестатистических людей в поисках комфорта.
И если Новосибирске власти не могут/не хотят/не знают как улучшить дорожную ситуацию в нашем городе, так давайте им поможем. В конце концов, мы сами каждый день стоим в этих пробках. Это результат нашей с вами деятельности. Значит нам самим нужно взяться за решение этой проблемы.
_________________________________________________________________________________________
Хотите помочь себе и своему городу?
Поделитесь ссылкой на эту статью - чем больше людей в курсе, тем быстрее мы сможем изменить сложившуюся ситуацию.
Знаете как помочь практически?
Пишите - любая помощь приветствуется.