Приветствую, друзья! Моя прошлая статья о шокирующих концовках неожиданно вызвала весьма сильный отклик у вас. Я очень благодарен всем, кто продолжает читать мои материалы и поддерживать канал подпиской, лайками и комментариями. Это лучшая мотивация продолжать писать и самый простой способ для меня, понять, что именно вам интересно. Я всегда стараюсь к вам прислушиваться.
Именно поэтому, сегодня я продолжу эту молодую рубрику и постараюсь найти для вас самые жуткие, самые тяжелые, самые нокаутирующие финалы в любимых фильмах. Предупреждаю, в связи со спецификой подборки в тексте очень много спойлеров. Советую вам сначала ознакомиться со списком и если вы что-то не видели, воздержаться от чтения. Ну что же, я вас предупредил, не будем затягивать, поехали!
Закопанные. Год производства - 2008. Страна - США. Слоган - «Зло выберется на поверхность». Режиссер - Дж.Т. Петти. Оценка Кинопоиска - 5.191. Оценка IMDb - 5.7.
По комментариям под прошлой статьей нетрудно было догадаться, что сильнее всех впечатлил зрителей фильм "Преисподняя". Некоторые читатели спрашивали у меня, что я могу посоветовать похожего. "Преисподняя" - невероятно сильный, умный и эмоциональный фильм. Во многом он уникален. Трагический социально-психологический триллер в антураже Дикого Запада - явление далеко не тривиальное.
Тем не менее, я многим порекомендовал посмотреть именно "Закопанных". На самом деле, эта картина достаточно далека от "Преисподней". Но они имеют сходства в двух немаловажных элементах - в сеттинге и в угнетающей развязке. Я бы не сказал, что "Закопанные" - драма. Это скорее именно хоррор в декорациях американского 19 века. Здесь удивительным образом сочетаются ковбои, индейцы и монстры.
Режиссер применяет интересный прием - снимает на первый взгляд стандартное техасское роуд-муви. Индейцы (так кажется вначале) нападают на поселенцев, кого-то убивают, кого-то, по всей видимости, похищают. В погоню за ними посылают отряд стрелков. Мы много раз видели нечто подобное в кино с Клинтом Иствудом и даже раньше. Но, поверьте мне, все обернется совсем не тем, чем кажется сначала.
В исчезновении людей окажутся виноваты вовсе не индейцы, а подземные плотоядные монстры. Неожиданно, согласитесь. Единственное что приходит на ум похожего - это "Дрожь земли 4: Легенда начинается". Но если "Дрожь земли" - стандартное произведение в духе "пристрели чудовище", то в случае с "Закопанными" все гораздо серьезнее. Начнем с того, что интрига с происходящим будет поддержана почти до конца.
Вам будут периодически подкидывать намеки, но ничего явного. До этого момента, фильм действительно во многом следует канонам жанра. Повествование выделяет несколько героев. Каждый из них бравый "рубаха-парень" - опытный лидер, жених пропавшей девушки, самоуверенный ветеран. В своем путешествии они временно объединятся с большим военным отрядом, которым управляет самодур и подонок.
Львиная доля фильма придется именно на эту "дорогу в никуда". Погоня за невидимым врагом прямиком в неизвестность. Бюджет картины не очень велик и потому натуральные степные съемки, обилие диалогов и бытовые проблемы долгого пути кажутся вполне разумным выбором для использования хронометража. Огромный плюс - грамотное чередование событий и весьма удачная подача материала.
Не смотря на довольно размеренный темп, заскучать вы не должны. В лучших традициях направления вас ждут и красивые дневные кадры на лошадях, и ночные привалы у костра, и перестрелки с индейцами. Если говорить о чисто технической части, то, уверяю, на съемки выжали каждый цент из выделенных средств. Картинка может и не очень сочная и красочная, но вполне качественная (причем, даже ночная).
Операторскую работу особо не за что хвалить, но и ругать точно не стоит. Музыкальное сопровождение безликое, но раздражать не будет. Актеры не первой величины, но пару-тройку лиц вы точно узнаете (Клэнси Браун, Джоселин Донахью, Даг Хатчисон). Попадание в роли хорошее, играют артисты старательно, никакой халтуры. Костюмы и реквизит очень неплохи, достоверность и реалистичность на высоте.
В целом, "Закопанные" - отличный пример правильно расставленных авторами приоритетов и грамотно распределенных денег. Теперь вернемся к сюжету. Вот вы видите как группа главных персонажей пускаются на поиски пропавших. Вот они объединяются с военными и что же дальше? А дальше - самое интересное. Примерно с середины, события резко набирают обороты. Во время ночного привала, убивают дежурных.
Причем, убивают именно монстры, хотя никто пока не в курсе об их существовании. В любом случае, этот инцидент становится последней каплей в чаше терпения и несколько человек отделяются от группы (наши герои, разумеется). Дальше нам покажут остаток пути от лица этой маленькой группы. Скажу сразу, редеть она начнет быстро и безжалостно по отношению к действующим лицам.
К моменту кровавой развязки в живых останутся только жених, ветеран, чернокожий повар и присоединившаяся к ним девушка из индейского племени (не по своей воле, само собой). Ветеран уже будет практически обречен из-за отравления. Здесь стоит снова похвалить создателей за динамичную кульминацию. Не иначе, как режиссер решил под конец все оставшиеся средства вложить в крутую экшн сцену.
Нам наконец-то показывают чудовищ во всей красе. Спецэффекты в этот момент, кстати, неплохи. CGI хотя бы не напоминает компьютерные игры из 90-х. Жених в одиночку дает им героический отпор. И вот тут можно было поставить жирную точку. Похищенных людей уже нет в живых, несколько персонажей спаслись, зло наказано. Но нет, режиссер решил продолжить. В поисках спасения выжившие едут к военным.
Они находят их и, в итоге, девушку сразу вешают, а повару пытаются ампутировать раненую ногу и он не выдерживает потери крови. Жених остается один. Тяжести послевкусию добавляет также тот факт, что военные, среди которых немало неприятных людей, не знали горя вообще. Они не понесли потерь (за исключением пары человек в начале), не встретили монстров, ни с кем не вступали в сражение.
В историю о подземных тварях никто, разумеется, не поверит и все спишут на индейцев. Все было напрасно. Эффект "обуха по голове" гарантирован. Умело поддерживаемая неизвестность судьбы похищенных людей, обволакивающее ощущение невидимой неизвестной угрозы, давящее чувство мрачной неизбежности - все это идеально готовит почву для такой развязки. Авторам можно поаплодировать.
Лестница Иакова. Год - 1990. Страна - США. Слоган - «Самая пугающая вещь в кошмарах Иакова Сингера - это то, что он не спит». Режиссер - Эдриан Лайн. Оценка Кинопоиска - 7.529. Оценка IMDb - 7.5.
"Лестница Иакова" - довольно старый фильм, но, в отличие от "Закопанных", которые по сути являются картиной категории "В", это уже состоявшаяся признанная классика. Эдриан Лайн давно стал культовым режиссером, а Тим Роббинс успел не только подняться к вершинам голливудского Олимпа, но и почти уйти на заслуженный покой в наши дни. Да что уж там, даже Маколэй Калкин успел начать стареть.
Но в те далекие времена, когда трава была зеленее, а небо выше, тандем молодого режиссера и начинающего актера не вызывал доверия продюсеров. Кино долгое время проходило через ад одобрения съемки и фактического производства. Не удивлюсь если образы, показанные в фильме, вдохновлены злобой режиссера на все, через что он прошел в процессе его создания. Это бы многое объяснило.
Если пытаться охарактеризовать "Лестницу Иакова", то надо еще как следует подумать с какой стороны зайти. С точки зрения жанра - это безусловно хоррор. Но в нем есть и элементы триллера и драмы. С точки зрения стилистики - это психологический натуралистичный кошмар. Здесь в одном кадре могут присутствовать кровавые реки и расчлененка, вместе с демонами и сюрреалистичными декорациями.
С точки зрения влияния на зрителя, проще всего сравнить "Лестницу Иакова" с реальным наркотическим трипом (который играет в сюжете ключевую роль). Трудно передать словами, насколько психоделические сцены вам придется увидеть в этой картине. С точки зрения смыслового посыла - это религиозно-политическое творение. Автор рассуждает о том, что из себя представляют христианские Рай и Ад.
Но тут же остро ставит вопрос о войне во Вьетнаме. Параллельно с мыслями о мученичестве и очищении души, абсолютно спокойно обличаются бессмысленные жертвы солдат и эксперименты над людьми. Сочетание несочетаемого - вот как можно емко описать "Лестницу Иакова". Я не могу утверждать, что вышло безупречно логично и лаконично. Гармонией элементов тут даже не пахнет.
Разные детали то и дело перетягивают одеяло на себя. Сценарий скачет, как необъезженный жеребец. Картинка испытывает на прочность ваше зрение и желудок. Диалоги вводят в ступор и нисколько не облегчают понимание происходящего. Динамика событий напоминает поездку на американских горках - постоянные спады и подъемы темпа. Музыка вводит в транс. Ракурсы вызывают головные боли.
Казалось бы - это ужас, а не кино, смотреть такое невозможно. Но именно во всем этом хаосе заключается парадоксальная и невероятная гениальность фильма. Вы осознаете, что смотрите несусветную дичь, но не можете оторваться. Более того, к 20 минуте вы привыкаете к тому, что лицезреете и окончательно втягиваетесь в процесс. Дальше вас уже не получится оттащить от экрана даже тисками.
Поразительно также и то, что не смотря на всю глубину и сложность подачи материала, вы понимаете все посылы создателей. Каждая завуалированная мораль, каждая метафора кажутся вам ясными как день. Это трудно объяснить, это нужно просто увидеть. Но я что-то увлекся. Позвольте рассказать вам, почему же этот шедевр вошел в сегодняшний топ. Итак, главный герой - Иаков Сингер - вернулся домой из Вьетнама.
Его мучают ужасные реалистичные кошмары. Примерно так можно описать стартовые условия фильма. Далее будет происходить множество очень тонких и важных событий, каждое из которых, по сути, является рефлексией и размышлениями протагониста и, вполне возможно, режиссера о вечном. Смысл жизни, любовь, место в мире, дружба, добро и зло - все эти темы будут изъезжены вдоль и поперек.
Я понимаю, что сегодняшняя подборка подразумевает наличие спойлеров, но все, что я могу оставить неизвестным, я таковым и оставлю. Поэтому еще раз настоятельно рекомендую посмотреть эту картину и вникнуть в каждую сцену. А я перейду сразу к главному - к концовке. В финале окажется, что Иаков никогда не выбирался из Вьетнама. Все, что он видел - было его галлюцинацией.
Его приезд домой и все события, которые с ним происходили после - лишь его видения. А те жуткие образы, которые он видел - это олицетворение ужасов, которые он пережил и реакция его сознания на ложные надежды во время агонии. Сказать, что развязка вас шокирует - не сказать ничего. Это чистый нокаут. И, поверьте мне, только такой безапелляционный конец мог достойно завершить это произведение искусства.
Приют. Год - 2007. Страна - Испания , Мексика. Слоган - «Сказка о любви. История об ужасе». Режиссер - Хуан Антонио Байона. Оценка Кинопоиска - 7.112. Оценка IMDb - 7.4.
Сразу начну с того, что к созданию данного фильма приложил руки Гильермо Дель Торо - он был продюсером. И пусть кресло не режиссерское, но стиль маэстро чувствуется здесь во всем - от сюжета до персонажей. "Приют" - гениальный фильм, далеко выходящий за пределы понятий хоррор, триллер и драма. Он делает вид, что следует канонам, но безжалостно их разрушает в финале.
Отдельно хочу отметить меткость слогана. Во многих картинах ему не уделяют должного внимания и получается что-то безликое, безвкусное или откровенно скучное. Но тут, фраза «Сказка о любви. История об ужасе» - невероятно точно, тонко и при этом глубоко описывает произведение. Но обо всем по порядку. Итак, главная героиня - Лаура - выросла в детском приюте и провела там довольно счастливые годы.
Повзрослев, она с мужем и ребенком приехала в этот самый приют, чтобы восстановить его. Завязка довольно стандартная. Опытный зритель начинает ждать очередную историю про неупокоенных призраков детей, жаждущих отмщения. И, в принципе, он эту историю получает. В день открытия сын Лауры пропадает. Сама же героиня начинает видеть и слышать множество странных мистических вещей.
Здесь стоит сразу оговориться о том, что фильм практически является бенефисом актрисы Белен Руэда. Все действо строится на ее поступках и мыслях. И справляется она на ура. Искренность эмоций, естественность, характер - все на высоте. Ей хочется верить, сопереживать и наслаждаться ее образом. Общий минимализм картины и всего одно действующее лицо в кадре придают фильму эффект театральности.
Это огромный плюс - так вам намного легче проникнуться происходящим и буквально вжиться в события на экране. Гильермо Дель Торо всегда был придирчив к работе операторов, костюмеров и художников. "Приют" - не исключение. Трудно передать словами тот антураж, который создан усилиями съемочной группы. Древнее колоритное здание, недалеко от маяка, у самого скалистого обрыва к морю.
Ребенок в жуткой тряпичной маске. Мрачная неопределенная погода, стирающая само понятие о времени дня. Вечная унылая серость. Обволакивающая грустная музыка. Все это создает атмосферу тревожности, неизвестности, отчаяния. Постепенно границы реальности и вымысла стираются. Вы начинаете сомневаться во всем - в здравомыслии героини, в существовании призраков, в пропаже ее ребенка.
Правда ли она видит и слышит все это, или она сходит с ума. Правда ли ее ребенок пропал. Правда ли она та, кем себя считает. Сама картина не будет торопиться способствовать разгадке. Каждая новая сцена будет подкидывать новые задачи. Будут всплывать ужасающие подробности о прошлом приюта. Жуткие убийства, исчезнувшие дети, страшные тайны. Темный клубок будет становиться только больше.
Лауре, в процессе поиска, волей-неволей придется распутывать его и находить ответы на все большее количество загадок. Этот прекрасный прием создает внутри общей интриги множество более мелких интриг. Героине будет сопутствовать успех, она будет узнавать все больше и больше о прошлом и настоящем. Каждый отдельно взятый ответ будет ценен сам по себе, но мало будет приближать нас к развязке.
Вы будете чувствовать, что собираете паззл с боков, не зная, что изображено в середине. И концовка вас не разочарует. Хотя правильнее сказать, выбьет из колеи. В финале окажется, что в самом начале картины Лаура случайно заблокировала дверь в подвал, в котором находился ее сын. Самые первые жуткие звуки, которые она слышала - это были попытки мальчика выбраться или достучаться до матери.
Также был резкий звук падения - это ее сын упал с лестницы, когда сломались перила. Ужасное завершение истории, не так ли? Разумеется, да, но тут нужно подробно остановится на двух важных деталях. Во-первых, получается, что призраки детей не пытались ее напугать или навредить ей. Они пытались сказать ей, что ее сын в беде. То есть, они вполне себе хорошие и добрые, и никакого зла нет и в помине.
Во-вторых, последние несколько минут окончательно стирают границы между вымыслом и правдой. Это, кстати, очень даже в духе Гильермо Дель Торо (вспомните хотя бы "Лабиринт Фавна") . Лаура держит на руках бездыханное тело сына и загадывает желание, чтобы он вернулся. И в этот момент он "оживает". Он тут же просит ее остаться с ним и его друзьями. И в этот момент Лаура видит всех детей, чьи души живут в приюте.
Можно бесконечно рассуждать, что именно произошло. Возможно, она окончательно сошла с ума. Возможно, она покончила с собой и осталась навсегда в приюте. Возможно, произошло чудо (что очень нелогично и маловероятно). Решать, в конечном счете, должен каждый сам за себя. Как видите, слоган был с вами абсолютно честен. Сказка о любви - это отсылка к материнской любви и готовности на все ради ребенка.
История об ужасе - это отсылка к ужасным событиям, произошедшим в приюте. Что тут можно добавить? Это шедевр. Настоящее знаковое кино, заслуживающее самого пристального внимания и незаслуженно прошедшее мимо большинства российских зрителей. Если вы относитесь именно к тем, кто пропустил этот фильм, незамедлительно наверстайте упущенное. Я даю вам слово, вы никогда об этом не пожалеете.
Спасибо за внимание!
Удивительные фильмы о детском воображении.
Фильмы о безнадежно больных людях, которые вывернут вашу душу наизнанку.
Уникальные музыкальные фильмы ужасов.
Реалистичный фильм, предсказавший коронавирус.