Трагическая гибель на съёмках восходящей звезды нашего кинематографа Инны Бурдученко в 1960 году, повергла всех в шок. С актёрами, исполнителями главных ролей, редко такое происходит. Часто страдают каскадёры и люди из массовок в батальных фильмах. Но чтобы вот так запросто угробить 21-летнюю красавицу... Пошли кривотолки, что тут что-то не так.
Инна Бурдученко родилась в древнем русском городе Чернигове, который со временем сильно обукраинился. С детства девочка увлекалась рисованием, музыкой, литературой. Но главным её увлечением был спорт. Она подавала большие надежды в художественной гимнастике и многие пророчили, что она станет чемпионкой страны. Родители же её мечтали, что она станет врачом.
Но девушка, расцветшая и ставшая к 17 годам просто красавицей, после школы поехала поступать в Киев в театральный институт. И провалилась. Но от мечты своей не отступила, устроившись реквизитором в местный черниговский театр. Вскоре в театре Инне стали предлагать маленькие роли. Она стала набираться сценического опыта. И в конце концов режиссёр театра, пленённый её красотой и жаждой сцены, предложил Инне главную роль Джеммы в спектакле "Овод". И девушка не подкачала.
Только с третьей попытки она поступила в театральный институт в Киеве. Училась прилежно, понимая, что ей нужно многое постичь, что природа не отпустила ей много таланта, зато одарила редким трудолюбием и целеустремлённостью. И вот в 1959 году она попалась в институте на глаза режиссёру В. Ивченко, который с ног сбился ища актрису на главную роль для своего фильма "Иванна". Девушку кто-то окликнул она резко обернулась и режиссёр с ассистентом оторопели. Перед ними стояла живая Иванна, с огромными карими глазами, высокая, невероятно красивая.
В Советском Союзе кинокартину "Иванна" посмотрели 33 миллиона человек. Для того времени это были гигантские цифры. Картина имела ошеломительный успех и Инна Бурдученко в короткое время стала всесоюзной звездой отечественного кино.
Фильм "Иванна" был явлен одним из первых из хрущёвского списка антирелигиозных фильмов. Режиссёры всех киностудий старались исполнять госзаказ генсека. Тема, была затронута в картине весьма щекотливая. Фильм повествует о сотрудничестве украинских священников униатской церкви с нацистами в годы оккупации. Героиня Инны Бурдученко - Иванна, дочь архиерея, настроена против советской власти, из-за чего решает уйти в монастырь. Но она видит, что служители церкви ведут себя чудовищно: работают осведомителями у СС, одобряют расправы над партизанами и евреями, поддерживают антироссийские настроения. У девушки открываются глаза и она начинает помогать участникам местного подполья. Благо что её как архирейскую дочь никто не в силах заподозрить. Иванне удаётся устроить побег большого числа заключенных из концлагеря, куда она приезжает как миссионер, и вместо "Библии" даёт инструменты для побега заключённым. Когда её заподозрили, она бежит в партизанский отряд. Но в итоге её ловят и после пыток, публично казнят на площади как пособницу партизан.
Про игру Инны Бурдученко говорили тогда, что она не сыграла, а прожила эту роль на экране. После удачного проката в СССР фильм показали в странах соцлагеря, и отвезли на несколько международных фестивалей.
Впрочем в Польше фильм посмотрели с оглядкой на Ватикан. Католическая Польша втайне осталась крайне недовольна этой картиной, и был написан донос папе Иоанну XXIII. Считается, что папа, поглядев картину, предал фильм анафеме, или просто говоря - проклял его.
В судьбе Инны Бурдученко всё складывалось как нельзя лучше. На фоне всесоюзной славы, она вышла замуж, за молодого актёра Игоря Кирилюка и ждала от него ребенка. Но денег в семье было мало, и Инна соглашается на роль второго плана в кинофильм "Так никто не любил", который снимал режиссёр Анатолий Слесаренко на Донбассе.
Опять Инне выпала роль связанная с религией. Но на этот раз Инна играла сектантку-пятидесятницу. Ясное дело, что героиня Инны, перековывается, и из мрачного мира сектантов уходит строить коммунизм вместе с местными шахтёрами.
В фильме была сцена, где героиня Инны должна была вынести комсомольское знамя из здания охваченного огнём. Здание для пущего эффекта обильно поливали нефтью и бензином. В то время дублей всегда делали много. И вот Инна трижды повторила этот непростой манёвр. Но в третий раз случилась трагедия. Здание уже изрядно подгоревшее, не выдержало и рухнуло на актрису, когда она находилась внутри его. Молодой шахтёр из массовки бросился за ней в огонь и сумел вытащить её. Но уже было поздно.
Доставленная в больницу Донецка (Сталино), Инна была уже очень плоха. Врачи определили, что у нее от ожогов пострадало 75% тела. Министр культуры Екатерина Фурцева, очень полюбившая Инну, взяла лечение актрисы под свой личный контроль. У докторов, лечащих Бурдученко, был неограниченный доступ к любым средствам и препаратам. Иногда она приходила в сознание, и уже казалось, что кризис преодолён. Но всё же чуда не произошло. Через 15 дней после трагедии, молодая звезда советского кинематографа, Инна Бурдученко умерла.
Её ребёнку тоже было не суждено появиться на свет. Но самое поразительное, что через два с половиной года трагически погиб её муж Игорь Кирилюк, не справившись с управлением автомобиля. Супруги были похоронены на главном, Байковом кладбище, города Киева.
После гибели актрисы была создана комиссия по расследованию трагедии. Комиссия очень быстро нашла виновного. Им оказался режиссёр картины Анатолий Слесаренко, который халатно, трижды подряд посылал актрису в пылающий огнём дом, пока тот не погрёб молодую звезду окончательно под своими обломками. Слесаренко судили на пять лет, с последующим пятилетним сроком запрета работы в сфере кинематографа. Впрочем режиссёр уже через два года вышел по амнистии, и даже смог сразу устроиться в сферу документального кино в Киеве.
Фильм "Так никто не любил" всё же досняли и выпустили на экраны. Для работы был приглашён знаменитый Сергей Параджанов. Картина вышла на экраны под названием "Цветок на камне".
Судьба А. Слесаренко дальше сложилась весьма неоднозначно. Режиссёр снял огромное количество документальных фильмов, и даже снял две игровые картины "Право на любовь" и "Ночь перед рассветом", выпустил несколько книг о войне как прозаик "Продолжение радости", "Новеллы о подвиге", "Сто поэзий о любви".
Но взрыв бомбы произошёл в 1986 году, когда вышла в Киеве большая статья Г. Силиной "Человек с чемоданом". Статья была посвящена иным подвигам Анатолия Слесаренко, далеко не военным. Автор статьи доказывала что Анатолий Слесаренко был замешан в финансовых махинациях и жил с чужой биографией. Для всех он был фронтовиком и орденоносцем и о его подвигах были наслышаны все вокруг. На самом деле он получил всего одну медаль уже в июне 1945 года за участие в художественной самодеятельности на фронте. Все остальные его награды и подвиги были липой.
Журналистка откопала материалы, что находясь в зоне оккупации будущий режиссёр не участвовал в партизанском движении, а живя в городке Любече работал в местном театре, развлекая оккупантов, и получал от них награды и деньги. В 1986 году Анатолия Слесаренко с позором выгнали с киностудии им. Довженко.
Вспомнили Слесаренко в 80-е годы и гибель Инны Бурдученко (кстати, своей землячки). Даже возникла версия, что режиссёр был пособником и тайным агентом папства, и исполнил таким образом приговор Ватикана над актрисой, которая богохульно срывала с себя крест и отрекалась от Бога. Конечно это бред.
Но далеко не случайно, то что произошло в судьбе актрисы. Скорей тут усматривается чудовищная закономерность. Две роли, которые прославили актрису были связаны с публичным отречением от Бога. К этим двух ролям добавляется и бунтарская роль Джеммы в богохульном "Оводе". Бог-то простил девушку, но Ватикан - нет. И жаль, что этот гнев обрушился и на её мужа и на неродившегося ребёнка. Хотя кто-то наверняка скажет, что тут была просто трагическая случайность.