Фашистское командование наметило район Тулы исходным плацдармом для окружения Москвы. Тула являлась одним из важнейших подступов к столице Советского Союза. Хотя важнейшие тульские промышленные предприятия были уже эвакуированы, однако Тула и её район все ещё имели важное политическое и экономическое значение.
Продолжаем знакомить с оперативным очерком «Оборона Тулы. Октябрь–декабрь 1941г.», изданным в 1943 году народным комиссариатом обороны. Авторы очерка: полковник К. Н. Вехтеров и майор Д. Е. Семичаевский.
Предисловие читайте здесь.
Тула, ее значение и характер района боевых действий
Боевые действия непосредственно за Тулу составляют важнейшую часть Тульской операции, содержанием которой была борьба за обладание всем тульским плацдармом. Напряжённые бои происходили на большом пространстве между реками Упой и Окой в районе Каширы, Алексина, Плавска, Сталиногорска, Венёва. Общее протяжение фронта на тульском направлении превышало 120 км, а глубина района боевых действий достигала 150 км.
Тула является центром Тульской области, выделенной в 1937 г. из состава Московской области. В 1939 г. в Туле было 272,4 тыс. человек населения. Это крупный центр металлургической промышленности, возникшей здесь издавна на базе местной железной руды. Наиболее развитыми отраслями являются машиностроение, металлообработка, пищевая и швейная промышленность. Наряду с реконструированным старым металлургическим Косогорским заводом, находящимся вблизи Тулы, построен Ново-Тульский завод. Оба завода работают на местной руде и донецком коксе. С металлургией Тулы связан ряд чугунолитейных заводов в Плавском, Алексинском, Дубенском и других районах.
Из городов, в районе которых развивались напряжённые бои, связанные с обороной Тулы, следует отметить Сталиногорск и Каширу. Сталиногорск расположен в 6 км от ст. Маклец, на железной дороге, соединяющей Москву и Донбасс. Сталиногорск возник в первой пятилетке в связи с созданием в его районе мощного энерго-химического комбината с ГРЭС в 200 тыс. квт. Несмотря на сравнительно недавнее своё возникновение, уже в 1939 г. город насчитывал 76,2 тыс. жителей и имел крупный керамический комбинат. Кашира расположена на р. Оке и на железнодорожной магистрали, соединяющей Москву с Макеевкой. Этот город насчитывает 23,3 тыс. человек населения и имеет девять промышленных предприятий. Промышленность Каширы и её района обслуживает Каширская ГРЭС, сооружённая по плану ГОЭЛРО в числе первых новостроек и являющаяся одной из лучших электростанций в Советском Союзе. В. И. Ленин лично наблюдал за ходом сооружения этой электростанции, строительство которой началось ещё в годы гражданской войны; в 1922 г. станция вступила в эксплуатацию и работает на подмосковном угле. Большое значение этой станции видно из того, что она, входя в систему Мосэнерго, питает высоковольтное кольцо Москвы.
Тульская область занимает видное место в снабжении Москвы и Московской области литейным чугуном и углем. Созданы крупные шахты, оснащённые современной техникой. Основными районами добычи угля являются Товарковский, Щекинский, Сталиногорский и Донской. Из запасов подмосковного угольного бассейна около 90% приходится на территорию Тульской области. Кроме того, область богата большими залежами железной руды с общим запасом в тульском железнорудном месторождении до 200 млн. т. Попутно с углем добывается и огнеупорная глина, которой особенно много в Донском, Сталиногорском и Щекинском районах.
Хорошо известен Тульский оружейный завод, возраст которого исчисляется сотнями лет. Этот завод выращивал высококвалифицированных искусных оружейников. В годы гражданской войны в СССР (1918–1920 гг.) тульские оружейники показали высокие образцы производительности труда и героизма, снабжая Красную Армию оружием отличного качества. В дни Отечественной войны, когда враг стал угрожать Туле, оружейный завод своевременно был эвакуирован в глубь страны, где развернулся и продолжает свою работу. Оставшиеся в Туле оружейники приняли активное участие в защите своего родного города.
Тула и её район имеют важное экономическое значение, это несомненно учитывалось немецким командованием, поставившим своим войскам задачу овладеть Тулой, Каширой и Сталиногорском и подчёркивавшим в приказе их важное промышленное значение.
Крупный транспортный узел
Тула является также и крупным железнодорожным узлом; здесь сходится пять железных дорог, имеющих оперативное и стратегическое значение. Ряд крупных железнодорожных магистралей проходит по территории Тульской области: в меридиональном направлении линии: Москва–Донбасс, Москва–Тула–Курск, линия Московско-Киевской железной дороги; в широтном направлении надо отметить две железнодорожные линии, соединяющие Тульскую область на востоке с Волгой, а на западе с Белоруссией.
Через Тульскую область проходят автострада Москва–Киев и первоклассное шоссе Москва–Тула–Харьков. Наличие этих магистралей позволяло немцам использовать на Тульском направлении крупные танковые и моторизованные соединения.
Тула, находясь на дальних южных подступах к Москве, занимала фланговое положение по отношению к группировке войск, оборонявших столицу. Район Тулы, по оценке немецкого командования, мог явиться исходным плацдармом для завершения окружения Москвы с востока; исходя из этого, захват Тулы, Каширы и Сталиногорска расценивался им как важная и первоочередная задача.
Тула в то же время явилась опорным пунктом для контрнаступления наших войск во фланг и тыл немецким армиям, стремившимся прорваться к Москве с юга и юго-запада.
Таково важное оперативное значение Тулы, определившее ожесточённый характер борьбы за её обладание.
Географическое положение и условия природной среды
Тульская область находится в лесо-степной зоне; к западу от Тулы на правобережье р. Оки имеются значительные массивы лиственных лесов. От параллели Щёкино к югу местность открытая, с большим количеством населённых пунктов, насчитывающих в среднем около 100 дворов в каждом.
Тульская область расположена на восточных склонах Средне-Русской возвышенности, высота которой при движении с северо-востока на юго-запад поднимается до 300 м. Поверхность области пересечена оврагами и глубокими долинами, хотя в общем рельеф и не выходит за пределы равнинно-волнистого.
Среднепересечённая местность с большим количеством населённых пунктов создаёт значительное число скрытых подступов, позволяющих наступающему наиболее эффективно использовать технику.
На подступах к Туле важный оборонительный рубеж проходит по рекам Оке, Упе, Уперте; он удалён от города в среднем на 50 км и обеспечивает его с северо-запада, запада и с юга. В северной части этого рубежа имеются крупные лесные массивы, на южной же его части местность более открытая с развитой сетью дорог. Здесь же проходят и основные железнодорожные и автомагистрали. Направление Плавск, Щёкино является основным важнейшим подступом к Туле с юга.
Читайте также: Куликово поле 1941
На ближних подступах к Туле (в 6–8 км к югу от неё) имеется большой лесной массив глубиной около 6 км, который от р. Упы полосой тянется на запад и проходит севернее Крапивны. Этот лесной массив перехватывает все дороги, являющиеся южными подступами к городу, и может служить удобным исходным плацдармом для атаки Тулы с юга. Это обстоятельство определило стремление немцев удержать в своих руках Косую Гору, Ясную Поляну и Щёкино, превращённые ими в сильные опорные пункты.
Тула расположена на р. Упе, которая разрезает город на северную и южную части. Южная окраина Тулы по фронту достигает 8 км, фланги позиции упираются в р. Упу. Большое количество населённых пунктов к югу от города являются скрытыми подступами к его южной части, к которой подходят важнейшие железнодорожные магистрали, шоссейные и грунтовые дороги.
Северная часть Тулы расположена более компактно, но р. Тулица разрезает её на две части.
Позиция, обращённая фронтом на север, общим протяжением около 6 км, своими флангами упирается в р. Упу. С севера местность открытая, а к северо-востоку находится значительный лесной массив, являющийся удобным подступом к восточной части города.
В ходе боёв за Тулу важное значение имело шоссе на Венёв, которое является подступом к северо-восточной окраине города. Район на участке Веневского шоссе между Тулой и Медвенкой также различен по характеру местности. Западная часть его открыта с севера на юг и хорошо просматривается со стороны Тулы. Она наиболее удобна для действий танков, а в то же время по своей конфигурации позволяет обороне хорошо организовать артиллерийский огонь.
Часть района к востоку от этого участка Веневского шоссе изобилует естественными рубежами с широкими лощинами между ними, затрудняющими наземное наблюдение со стороны Тулы.
Лесной массив, расположенный к северо-востоку от города, создаёт благоприятные условия для скрытного движения танков из района Демидовки, Высокое, Новоселки в направлении к восточной и северо-восточной окраинам города. На участке шоссе Медвенка, Торхово гребни возвышенностей, поросшие лесом, идут вдоль шоссе.
Северо-западная часть района менее пересечена и по сравнению с юго-восточной частью более открыта.
На участке Торхово, Руднево (через Синь-Тулица) район более пересечён и особенно между Синь-Тулица и Руднево. На этом протяжении р. Тулица имеет крутые берега, резко вырисовывающиеся даже в условиях снежного покрова.
Читайте также: Путешествие немецкого мундира
В общем конфигурация местности к востоку и северо-востоку от Тулы не представляла для противника серьёзных преград для развёртывания его сил и действиям в направлении Тулы по Веневскому шоссе. Местность здесь благоприятствует использованию танков.
Метеорологические условия в период борьбы за Тулу характеризовались наличием восточных и северо-восточных ветров, низких разорванных облаков на высоте 200–300 м, температуры 2–3° выше нуля, туманов, моросящих осадков и облачностью до 10 баллов. Видимость определялась 2–4 км.
Грунтовые дороги находились в непроезжем состоянии для автотранспорта и были труднопроходимы для гужевого транспорта.
Продолжение следует...
Сегодня наш канал очень нуждается в вашей поддержке. Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своих страницах 😌