«Сад Гранат» — это единственная в России галерея и профессиональная Школа мозаики для всех, кто хочет обучиться этому древнему ремеслу. Одно из самых интересных направлений, в котором работает команда Школы — это спецпроекты. Каждый из них посвящён отдельной теме, а участие могут принять как ученики, так и преподаватели — и их работы будут представлены на масштабной выставке. Сегодня мы покажем вам несколько мозаичных панно, выполненных в рамках спецпроектов Школы «Сад Гранат», и на каждой картине — вы это увидите — будут причудливые цветы, плоды разных деревьев, искусно выложенные ветви и листья.
Почему сюжеты мозаичных картин так часто дополняют растениями? Иногда в этом нет никакой загадки: например, деревья, расположенные на первом плане слева и справа, играют роль «кулисы», обрамляющей изображение. Это классический приём, в нём нет двойного смысла. Но гораздо чаще за растениями стоит глубокий символизм.
Лучше всего это видно на примере работ, созданных для спецпроекта «Прекрасные сады и города в мозаиках Иордании и Туниса». Ученики Школы выполнили реплики сюжетных мозаик со сценами из повседневной жизни людей, которые жили больше двух тысяч лет назад. Обратите внимание на то, что мозаики Иордании и Туниса выполнены в римской технике. Казалось бы, Тунис находится в Северной Африке, а Иордания — на Ближнем востоке. Эти страны разделяют тысячи километров.
Как же мастера обучились мозаике в римском стиле? Причина кроется в принадлежности Иордании и Туниса к Римской, а позднее — к Византийской империям. Отсюда характерное для этих культур восхищение мозаичным искусством и стремление овладеть им.
В центре внимания учеников-мозаичистов из «Сад Гранат» оказались флора и фауна, боги и легендарные герои тех времён. Оказывается, по иорданской мозаике можно учить детей распознавать разные виды растений! Тут и деревья со спелыми гранатами и яблоками, и пальмы со сладкими финиками, и цветы, которые просятся в букет, и ароматные виноградные лозы. Ещё здесь можно «заблудиться» в густых кущах аканта (это любимое растение греческих и римских мастеров, судя по тому, как часто они изображали его в орнаментах), а ещё посмотреть на растущий папирус и лотос.
Такое буйство мира флоры (и, кстати, фауны) работало на создание образа церкви как большого, живого Божьего мира, в котором, как говорится в Псалме, «всякое дыхание да хвалит Господа». Например, вечнозелёные растения символизируют Рай, гранат с 365 зёрнами — это символ целого года, а виноград — жертва Христа, потому что вино — это Его кровь. Поэтому выбор в пользу того или иного цветка или плода никогда не был случайным — мозаичисты точно знали, какой смысл собираются вложить в будущую мозаику, ещё на этапе колки камня на тессеры.
А что изменилось с появлением современной техники свободного набора мозаики? И как растения изображаются на мозаичных панно в стиле Модерн? Давайте снова обратимся к спецпроектам — в этот раз посмотрим на работы из серии «Мозаики по натюрмортам русских художников ХХ века».
В современной мозаике, как и в живописи последних веков, главенствует самоощущение художника и стремление запечатлеть момент. Мастер видит окружающий мир через специальную оптику — и она меняется в зависимости от его настроения, от его самочувствия, от его, в конце концов, желания или нежелания включить в натюрморт ветку черёмухи, которую он подобрал во время прогулки. Здесь явно меньше символизма, но гораздо больше осмысленности, больше стремления познать мир, а не то, как именно он был сотворён. Из пышного букета пионов выпало два бутона, осенние листья отлично заменили свежие цветы, синяя скатерть создаёт иллюзию, что и лепестки тоже синего цвета… Заметить всё это способен далеко не каждый, а суметь изобразить на холсте и даже интерпретировать в мозаике — тем более.
Мозаику нередко называют «вечной живописью». Парадоксально то, что на вечных мозаичных картинах веками «живут» растения — такие хрупкие и нежные в реальности. Воплощённые в камне, они становятся неуязвимыми и наделяют изображение новыми смыслами. Но не теряют ли они при этом своей лёгкости и очарования? Нам кажется, что нисколько. Приглашаем вас к диалогу!
В школе проводятся курсы для тех, кто хочет научиться искусству мозаики, также некоторые работы можно приобрести на сайте галереи.
Куратор выставки — Анастасия Моргунова
Текст: Дарья Чебыкина, фото: Дарья Тращенкова