С одной стороны, комплексных или раздельных заводов по сортировке, обезвреживанию, переработке, сжиганию и захоронению ТКО в России на сегодняшний день очень не хватает. С другой стороны, уже построенные заводы, например в Московской области, пока в состоянии перерабатывать лишь очень немногие виды мусора, да и то работают не на полную мощность из-за нехватки материалов при не налаженной системе раздельного сбора и/или сортировки мусора. Пока зарабатывать удается только на картоне, алюминии, стекле и некоторых видах пластика, но этот список должен быть расширен почти до 40 пунктов. А уж о получении тепловой энергии и электричества от сжигания мусора в весомых количествах в нашей стране пока и говорить не приходится.
Кроме того, природное сырье пока гораздо дешевле и доступнее, чем вторичное, поэтому производители экономически не заинтересованы покупать вторичные материалы. В этих условиях наладить системный поток отсортированного мусора на переработку и потом в производство очень сложно или даже невозможно.
Одними законами рынка без принудительных мер со стороны государства тут явно не обойдешься. К тому же, чтобы все-таки заинтересовать производителей, необходима определенная смена законодательной базы. В частности, соответствующим предприятиям было бы легче работать на рынке в случае отмены НДС на вторичное сырье, а также если бы при госзакупках преференции отдавались произведенным из него товарам. Неплохо было бы отменить также НДФЛ не только на продажу макулатуры, но и на продажу пластика, алюминия и других видов вторсырья.
То есть, как считает, например, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов, если для населения сначала надо создать благоприятные условия, а уже только потом постепенно ужесточать меры ответственности, то с представителями бизнеса надо работать параллельно и с помощью создания благоприятных условий, и с помощью санкций (например, в соответствии с концепцией расширенной ответственности производителей). В частности, норматив по 100%-ной утилизации упаковочной продукции должен обеспечить налаживание системного потока отсортированных отходов на переработку, а оттуда – на производство. Но при этом сортировочные и утилизационные комплексы должны строиться за счет государства.
Если государство не будет избавлено от коррупции и не будет активно «давить» на представителей бизнеса в нужном для реформы направлении, то раздельный сбор мусора не только добавит рядовым гражданам хлопот за их же деньги, но и вместо сохранения экологии приведет к противоположному эффекту.
Полный текст нашего обзора со ссылками на источники и литературу читайте на следующей неделе в журнале "ГеоИнфо".