Спектакль жизни
Человек наивно предполагает, что он спонтанно облачился в некий костюм, отправился по своим делам, посещая в течение дня разные «сценические площадки» с декорациями, соответствующими определенным спектаклям (автобус, общественные заведения, рестораны, клубы и т. п.). Он делает вид, что все происходящее с ним – это нагромождение ситуаций, запланированных лишь отчасти. Однако это лукавство, «действие-игра». И. Гоффман сделал вывод шекспировского масштаба: «люди живут, играя».
Ежедневно человек, подобно актеру, тщательно готовится к выходу на авансцену. Сегодня он неслучайно одел именно этот костюм, выбрал аксессуары, купил конкретный автомобиль. Это демонстрация намерений, о которых он сигнализирует своей одеждой, стилем поведения, интерьером комнаты или офиса, маркой автомобиля. Чем меньше значима персона, тем больше усилий она предпринимает, чтобы произвести впечатление. Окружающих можно удивить дорогими украшениями, аксессурами, брендовой одеждой, несоответствием примитивности костюма в сочетании с дорогой маркой автомобиля.
Сам человек не подозревает о своей открытости и уязвимости для опытного взгляда. Он, возможно, даже попытался бы эту открытость замаскировать. Но законы театра-жизни этого не позволяют: однажды выбрав роль, он играет ее до конца, вырабатывая в результате ежедневных практик определенную «стратегическую модель поведения», создавая из знаков и культурных символов «целостный образ личности», управляя впечатлениями других. Он становится предсказуемым. Стремясь обрести идентичность в разных социальных группах, он превращается в тип актора-персонажа. И при этом он удивляется непредсказуемости других исполнителей типичных ролей в типичных жизненных спектаклях. Если из театра можно выйти после окончания спектакля, то театр жизни действует принудительно, его покинуть невозможно.
Получается, что жизнь – это большой иллюзион для «других». Мы вырабатываем рутинные правила и смыслы, чтобы избавиться от страха перед непредсказуемой встречей с очередным персонажем, перемещаясь между разнообразными ситуациями (сценами) в течение дня.