整理 整頓 清掃 清潔 躾 . Непонятный для среднестатистического человека рожденного в постсоветское время набор символов обретающих хоть какое-то значение при помощи русско-японского словарика. Seiri ( 整理 ) [Сейри] – Sorting – сортировка.
Seiton ( 整頓 ) [ Сейтон ] – Straighten or Set in Order – соблюдение порядка . Seiso ( 清掃 ) [ Сейсо ] – Sweeping – содержание в чистоте . Seiketsu ( 清潔 ) [ Сейкецу ] – Standardizing – стандартизация . Shitsuke ( 躾 ) [Сицуке] – Sustaining - совершенствование. Начав свою статья я подвожу тебя Уважаемый читатель к интересной для меня системе эффективной организации работы и быта – систему именуемую «5С».
Краткая история философии Кайдзен родоначальника системы 5С.
После Второй мировой войны японские компании искали модель управления, которая позволила бы экономике восстановиться благодаря экспорту качественных товаров на мировые рынки. Консультант по менеджменту из США посоветовал японским топ-менеджерам повышать качество и поручать рабочим в цехах постоянно следить за проблемами с качеством. Такой подход хорошо сочетался с японскими традициями тяжелой работы и внимания к деталям и был широко внедрен. Экспорт из Японии в период с 1950 по 1990 г. вырос более чем в 130 раз. «Кайдзен исходит из того, что нет фирмы в идеальном воплощении без проблем. Кайдзен предлагает решить проблемы путем развития такой культуры труда, при которой каждый работник не штрафуется за проблему, а ручается, что ее не будет». «Кайдзен-стратегия основывается на признании того, что менеджмент организации, должен ставить своей задачей удовлетворение заявителя и его требований».
«Кайдзен исходит из того, что вся деятельность предприятия в итоге должна вести к повышению удовлетворенности клиента. При этом различается философия внутреннего и внешнего клиента».Убедительным доказательством эффективности концепции бережливости является сравнение уровня рационализаторства на предприятиях в Японии и в западных странах. Для сравнения: в 1989 году в Японии было внедрено 83% всех рационализаторских предложений, тогда как в Германии – 40% , а в США — только 30%. В Германии на одного работника в год приходится 0,15 рационализаторских предложений, тогда как в Японии этот показатель составляет свыше 30. Сейчас концепция бережливости дошла до нас в форме «Системы 5С»
Основные идеи Кайдзен - Масааки Имаиа
1. Повышение производительности; улучшение качества;
2. Непрерывное повышение квалификации сотрудников на всех уровнях.
3. Изменение логистики;
4. Сокращение пустых трат;
5. Мотивация участников;
6. Сплочение команды;
7. Повышение ответственности сотрудников;
8. Корпоративный стиль управления;
9. Сглаживание иерархии.
Консалтинговые исследования международной компании McKinsey & Company
Компания Маккинзи занимающаяся управленческим консалтингом опубликовала подробную статистику: на что и сколько времени тратят офисные работники. Эти цифры просто поражают воображение. Из восьмичасового рабочего дня (на данное время) впустую тратится в среднем 2,30 часа. Оказывается, каждый день офисный работник около 13% рабочего времени что-либо ищет, 10% времени тратит на ожидания, 7% тратит по другим причинам. В год эти 30%, составляют около 30 рабочих дней!
Мужчины и женщины тратят впустую примерно одинаковое количество времени. Это количество напрямую зависит от года рождения сотрудника.
1930–1949 гг. — 0,5 ч.
1950–1959 гг. — 0,68 ч.
1960–1969 гг. — 1,19 ч.
1970–1979 гг. — 1,61 ч.
1980–1985 гг. — 1,95 ч.
Оказывается, каждый день офисный работник около 13% рабочего времени что-либо ищет, 10% времени тратит на ожидания, 7% тратит по другим причинам. В год эти 30%, составляют около 30 рабочих дней!
Три фазы подготовки к внедрению системы 5С:
• Первая фаза подготовки (Принимается решение о внедрении 5С. Определяется лидер проекта. Формируется команда проекта. Диагностируется текущее состояние, определяются целевые зоны изменений. Создаются фотоотчеты.)
• Вторая фаза Исполнение (Сортировка, Соблюдение порядка, Содержание в чистоте, Стандартизация)
• Третья и четвертая фазы. Оценка и совершенствование (Третья и четвертая фазы. Оценка и совершенствование)
5 шагов методики 5с:
Шаг 1 - Сортировка, удаление ненужного
Шаг 2 - Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места
Шаг 3 - Соблюдение чистоты, систематическая уборка
Шаг 4 -“Стандартизировать” процесс
Шаг 5 -Совершенствование порядка и дисциплина.
Шаг 1 - Сортировка, удаление ненужного: Все ненужные вещи удалены или обозначены. Все ненужные вещи перемещены на новое место или утилизированы. Определены места для нахождения предметов.
Шаг 2 - Самоорганизация, определение для каждой вещи своего места: Все пути и проходы доступны и свободны. Все средства производства чисты и функциональны. Рабочие места содержаться в чистоте. Рабочие места для производственных отходов и их переработки в наличие и функциональны.
Шаг 3 - Рабочие места содержаться в чистоте: Графики уборки и обслуживания существуют и соблюдаются. Рабочие зоны для рабочих мест разграничены и обозначены. Пространство для загрузки доступно и свободно. Порядок поддерживается через визуализацию.
Шаг 4 – «Стандартизировать» процесс: Все ненужные вещи регулярно удаляются. Места складирования установлены для минимальной потребности и используются в нужных целях. Все маркировки и обозначения актуальны. Сотрудники следуют предписаниям и инструкциям по охране и безопасности труда.
Шаг 5 - Совершенствование порядка и дисциплина: Результаты предыдущего аудита вывешены для ознакомления. Планы мероприятий вывешены и реализуются. Корректирующие действия по последнему аудиту выполнены. Проводится внутренний аудит.