Найти тему

Легендарные пассажирские тепловозы времён СССР. ТЭП60 и ТЭП70

Во времена Советского Союза железная дорога страны процветала и непрерывно развивалась. Осваивались новые способы укладки путей, модернизировалась железнодорожная инфраструктура, создавался новый подвижной состав. Все это делалось в целях повышения конкурентоспособности железнодорожной отрасли страны, повышения комфорта граждан и освоения новых производственных мощностей.

Сегодня речь пойдет о двух самых известных пассажирских тепловозах времён Советского Союза, ведь именно они у большинства людей ассоциируется с той эпохой железнодорожной романтики и предстоящего путешествия.

Я предлагаю начать с одного из самых легендарных локомотивов того времени - тепловоз ТЭП60.

Тепловоз ТЭП60-0569. Списан в 2004г. Установлен как памятник в депо Волгоград в ознаменование 80-летия тепловозной тяги.
Тепловоз ТЭП60-0569. Списан в 2004г. Установлен как памятник в депо Волгоград в ознаменование 80-летия тепловозной тяги.

Эту миленькую "мордашку" узнают многие. Данный тепловоз появился в связи с необходимостью массовой замены пассажирских паровозов полноценными пассажирскими локомотивами. Тепловоз ТЭП60 выпускался с 1960 по 1986 год на Коломенском тепловозостроительном заводе. Всего построено 1241 тепловоза. Для своего времени, тепловоз ТЭП60 являлся самым скоростным тепловозом в мире, на нем была достигнута скорость 193 км/ч. Во времена СССР, практически все неэлектрофицированные ветки обслуживались тепловозами ТЭП60, за исключением главного хода Октябрьской железной дороги, соединявшей Москву и Ленинград. Какое-то время, тепловоз ТЭП60 ходил с фирменным поездом №1 Москва-Ленинград "Красная Стрела".

ТЭП60-0927. Россия, Калининградская область, перегон Кибартай — Нестеров. Автор - VeLaRo. Источник: https://trainpix.org/photo/5044/
ТЭП60-0927. Россия, Калининградская область, перегон Кибартай — Нестеров. Автор - VeLaRo. Источник: https://trainpix.org/photo/5044/

На сегодняшний день, большинство тепловозов серии ТЭП60 не эксплуатируется, осталось лишь несколько локомотивов, таскающих пассажирские поезда на Белорусской железной дороге (БЧ). В России же, кого-то пустили на металлолом, кто-то доживает свои дни на базах запаса, а кому-то повезло немного больше, ведь они стали музейными экспонатами...

ТЭП60-1011 на порезке. Осень 2011г. Автор- Андрей Машинистов
ТЭП60-1011 на порезке. Осень 2011г. Автор- Андрей Машинистов

Так постепенно уходит эпоха, а вместе с ней и дух того времени, ведь в большинстве своем, ассоциации с тем или иным временным промежутком возникают именно при взирании на "вещи", создававшиеся в те времена.

Тепловозы ТЭП60-№? на базе запаса.
Тепловозы ТЭП60-№? на базе запаса.

Но все же, прогресс в то время не стоял на месте, с каждым годом увеличивался пассажиропоток, а соответственно увеличивалось и количество пассажирских поездов и длина составов. Увеличение веса и скорости пассажирских поездов в 1970-е годы требовало применения на некоторых линиях более мощных, чем ТЭП60, тепловозов.В связи с этим была поставлена задача разработать тепловоз имеющей большую мощность, а так же исправить "болезни" тепловозов ТЭП60. Следующий красавец о котором пойдет речь эксплуатируется и по сей день. На территории бывшего СССР эти локомотивы продолжают работать в поте лица чтобы доставить пассажиров из пункта А в пункт Б.

Имя этого красавца - тепловоз ТЭП70.

 ТЭП70-0355 с поездом №2 Рига-Москва "Latvijas Ekspresis". Россия, Тверская область, перегон Зубцов — Бартенево. Автор-Серёга 059. Источник: https://trainpix.org/photo/173137/?vid=5081
ТЭП70-0355 с поездом №2 Рига-Москва "Latvijas Ekspresis". Россия, Тверская область, перегон Зубцов — Бартенево. Автор-Серёга 059. Источник: https://trainpix.org/photo/173137/?vid=5081

Тепловозы ТЭП70 производились на Коломенском тепловозостроительном заводе с 1973 по 2006 год. Всего было произведено 576 тепловозов (без учета дальнейших модернизаций в виде ТЭП70У, ТЭП70БС и 2ТЭ70). Первые опытные тепловозы имели номера от 0001 до 0007 и их внешний вид отличался от тех, что мы привыкли видеть. Тепловозы имели серо-голубую окраску, горизонтальные буферные фары с номером посередине.

ТЭП70-0007. Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России. Автор-Zverislav. Источник: https://trainpix.org/photo/218278/?vid=24346
ТЭП70-0007. Россия, Санкт-Петербург, Музей железных дорог России. Автор-Zverislav. Источник: https://trainpix.org/photo/218278/?vid=24346

С 1978 года Коломенский тепловозостроительный завод начинает выпускать ТЭП70 серийно. Серийные тепловозы немного отличались между собой. Тепловозы с номерами начиная с 0008 и заканчивая 0185 имели вертикальное расположение буферных фонарей и имели клёпаную обшивку кузова. Сам кузов был несколько переработан, став при этом длиннее и ниже.

ТЭП70-0065 с вертикальными буферными фонарями. Россия, Московская область, перегон Муриково — Шаховская. Автор-Роман Черинов. Источник: https://trainpix.org/photo/65711/?vid=7751
ТЭП70-0065 с вертикальными буферными фонарями. Россия, Московская область, перегон Муриково — Шаховская. Автор-Роман Черинов. Источник: https://trainpix.org/photo/65711/?vid=7751

Тепловозы с номерами начиная с 0186 и заканчивая 0576 имели горизонтальное расположение буферных фонарей и смешанное соединение кузовных панелей.

ТЭП70-0490. Россия, Тульская область, перегон Товарково — Жданка. Автор-dymon.z. Источник: https://trainpix.org/photo/165620/
ТЭП70-0490. Россия, Тульская область, перегон Товарково — Жданка. Автор-dymon.z. Источник: https://trainpix.org/photo/165620/

Многие машинисты отмечают что эти тепловозы получились очень удачными, особенно ТЭП70. У тепловоза очень плавный ход, низкий уровень шума в кабине, удобное расположение оборудования. Тепловоз является лучшим по коэффициенту использования мощности среди серийных локомотивов тех лет. Возможно, именно поэтому данные тепловозы эксплуатируются и по сей день. Однако, кто знает, возможно в ближайшем будущем и эти прекрасные машины окончательно уйдут в историю. Нам же, простым любителям железнодорожной романтики, тепловозы ТЭП60 и ТЭП70 запомнятся как милые локомотивы, стремящиеся в любую погоду доставить нас в пункт назначения.

А какой Вам из этих двух тепловозов больше запал в душу?

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на Железнодорожный транспорт, до новых встреч!

Смотрите так же: Легендарные грузовые тепловозы времён СССР. Часть 1. Тепловозы ТЭ2 и ТЭ3

#транспорт #железные дороги #локомотивы