Найти тему
Дело Жизни

Через театральное искусство к себе

Оглавление
Интервью с Сергеем Александровичем Помазаном - действующим актером, режиссером, руководителем "Театра Внутренней Практики"
Сергей Помазан
Сергей Помазан

Зачем люди ходят на театральные курсы?

  • Перестать стесняться выступать на публике.

Один на один человек говорит легко и свободно, но стоит встать перед двумя-тремя другими или на камеру провести трансляцию/лекцию у человека возникают проблемы: как говорить, как себя вести, трясутся руки, учащенно бьется сердце...

Люди приходят за преодолением стеснения, снятием психо-физических зажимов

-2
  • Несбывшаяся мечта о сцене.

В юности многие грезили о сцене, о выступлениях, о внимании публики... Многие не пошли по творческому пути, но жажда самовыражения осталась, так как все мы творцы, а в жизни не всегда получается реализовать творческий потенциал.

На актерских курсах удается воплотить мечту в жизнь.

-3
  • Театралы - зрители, чтобы узнать что-то новое.

Изучить театр "изнутри", попробовать себя в актерском деле, побывать в закулисных процессах. Когда человек прошел через постановку, то он совсем другими глазами смотрит спектакль: более осознанно, более глубоко, замечает больше деталей и получает больше впечатлений.

-4

Чем отличает ваш преподавательский подход?

  • У меня классическая драматическая школа

Мой мастер Александр Булдаков - последователь ученик Станиславского. Я воспринимал информацию из вторых рук, еще не исковерканную. Я можно сказать "правнук" Станиславского.

  • Есть личный актерский опыт

Я не прекращал свою актерскую деятельность никогда, работал в разных театрах: драматический, музыкальный, юного зрителя, пилигримов, свои собственные театры.

Я через свою шкуру прошел весь путь, я знаю "всю кухню" изнутри. Находясь все время на сцене, отношусь к себе критично, постоянно саморазвиваюсь.

  • Я работал педагогом в театральном училище.

Работа в команде профессионалов с людьми, которые выбрали театральное дело своей профессией.

  • Я создал авторские актерские курсы

Мой подход отличается человечностью. Я не разделяю людей на "более" или "менее" талантливых, не устраиваю кастинг при приеме, не выделяю любимчиков. Я работаю с каждым, кто ко мне пришел, помогаю решить его задачу.

Каждый пришедший ко мне человек тоже может меня чему-то научить.
-5

Я человек увлекающийся, стремящийся к результату, поэтому ни я, ни мои ученики не сидят долго "за партой", мы сразу выходим на площадку и работаем телом.

Я вместе с учениками встаю в упражнения на тренинге, показываю на себе в процессе живого взаимодействия.

С любовью отношусь к своему делу, получаю удовольствие от результатов моих учеников, несу ответственность за мои знания. Я стараюсь не нагружать человека тем, что он пока не готов унести.

Когда ученик готовится, ярко проявляется, делает задания,смело выходит на упражнения - это приятно. Но когда человек долго сидит, не решается выйти на площадку, не приносит домашние задания... я задаюсь вопросами: почему так? чего не хватает для смелости? что я не додаю ему? В этом происходит мое педагогическое становление.

Моя миссия педагога по актерскому мастерству: через гармоничное человечное отношение направить человека на путь раскрепощения в общении, проявления себя на сцене и реализации творческих идей.

Через взаимодействие со мной в спектаклях и на актерских курсах люди работают над осознанностью, над отношением к себе и миру, над умением брать на себя ответственность и делать выбор на своем жизненном пути.

Как изменяются люди на актерских курсах?

Уровень результата и трансформаций зависит и от педагога, и от включенности самого человека.

Люди становятся более открытыми, общительными, смелыми, уходит страх взаимодействия с другими людьми, пропадает страх оценки и возрастает уверенность в себе.

Глубинное неверие в себя трансформируется во внутреннюю силу.

Во многом это происходит благодаря моему подходу к обучению. Я не включаю жесткость и не заставляю людей преодолевать себя пока они не будут к этому готовы, так как человек должен расти не через пинок, страдание и боль. Не подливаю масло в огонь и не форсирую.

-6

Я за творческую атмосферу на занятии, я за юмор и удовольствие от процесса. У меня никто не грызет гранит науки, у меня обучение через игру и поддержку.

Педагог он как ювелир. Чтобы алмазик огранить, нужно очень тонко работать, аккуратненько сточить, нужный угол подобрать, чтобы грань не испортить.

Человек приходит со своим багажом талантов и проблем. Задача педагога очень бережно направить и поддержать на выбранном пути. Вместе включиться в исследовательский процесс по поиску результата и с детским любопытством действовать.

Приходили люди сутулые и мямлющие, а спустя время смотришь и в роль в спектакле вышел, и энергия включилась, и заразительность проявилась. Это удивительно, как человек может себя улучшить и раскрыть! В этом и есть основная ценность актерских курсов.

Какой тренинг вы будете проводить на Байкале?

Мы планируем соединить два направление цигун и актерское мастерство на выездном семинаре на Байкале.

Впервые! Мы едем на Байкал изучать практики наполненности китайских императоров и параллельно тренировать театральное мастерство.

Очень интересная программа работы на контрасте: театр - это раскачка эмоциональной амплитуды, цигун - наоборот, умиротворение и саморегуляции.

Будем проживать истории из мудрых притч, делать постановки, расписывать маски китайской оперы, наряжаться в костюмы драконов и императоров...

-7

Очень полезные актерские упражнения на раскрепощение, снятие зажимов, снятие комплексов, на открытие внутреннего эмоционального и творческого потенциала. Через работу над собой, как и цигун. Только цигун работает на умиротворение и умение находить эмоциональный покой, а на актерских тренингах наоборот будет эмоциональное раскрепощение.

Плюс встреча с китайским театром, который берет начало в 5 веке до нашей эры. Акцентируется на пластике, пении, энергичности, образных метафорах.

-8

Через эту работу мы будем учиться взаимодействовать в команде, так как театр - это коллективное искусство. Через взаимодействие с партнером на сцене будем учиться общаться и налаживать коммуникации без стеснения .

Будет учиться понимать природу эмоций своих и нашего собеседника. Через актерские игры и тренинги будем исследовать себя и свой скрытый потенциал.

Чем кардинально отличается отдых на Байкале с актерским тренингом и без него?

Когда ты едешь просто сам по себе отдыхать, то цель, скорее всего, в уединении, в наслаждении природой Байкала. А здесь есть возможность соединить и природу, и с полезно проведенное время через тренинги, упражнения, командную работу.

-9

Кроме прогулок будем репетировать, делать постановку, заниматься творчеством. Интересное сочетание времени проведенного на лоне природы и вместе с тем приобретения навыков, которые пригодятся в жизни при общении с людьми и самовыражении.

Возможность лучше узнать себя с эмоциональной стороны, потому что актерские тренинги помогают узнать о себе много нового и скрытого.

Будут не просто лекции, на каждом занятии будет выход на площадку, упражнения, задания, этюды. Будем придумывать как из нескольких человек и подручных средств создать дракона и других героев китайской культуры.

Коллективное творчество поможет запустить креативное мышление, которое в жизни помогает справиться с нестандартными ситуациями.

-10

Уровень подготовки в актерском мастерстве не имеет особенного значения, не важно выходил ты на сцену или нет, знаешь ли про китайский театр или нет... Все равно мы достигнем результата!

За что вы цените театральное искусство?

Мне театр дал очень много, вектор к развитию, расширил горизонты мышления.

Литература, история искусства, изобразительное искусство, философия, психология... сценическое движение, современный танец, бальный танец, мастерство актера...

Огромная нагрузка на тело и психику, бесконечное формирование себя физически и морально... Театр позволяет мне все время расти над собой.

Это стало частью жизни и перетекло в профессиональное дело. Я изучил все цеха театра, методы постановки, администрирование и связи с общественностью. Сейчас у меня пока небольшая команда, но мы учимся и развиваемся.

В театре, как в любом другом виде творчества, есть качественная драматургия, где нужно вникать и зрителю внутреннюю работу проводить для понимания. А есть второсортная - с шутками ниже пояса, с яркими отвлекающими моментами...

Важно какой путь избирает и режиссер, и зритель. Я выбрал искренность и развитие, не могу покупать зрителя плоскими шутками и поверхностными постановками, я иду в глубину и погружаю туда зрителя.

Как вы решили стать актером?

Я был всесторонне развитым по окончанию школы: знал строительное дело, сочинял стихи и музыку, любил что-то создавать своими руками...

Я поступил в театральное училище. Но речь, пластика, голос, дикция в тот момент были под большим вопросом на профпригодность. Я учился с большим рвением, театральная жизнь меня затянула с первых дней. Кроме учебы сразу появились параллельные проекты с театральными студиями, праздники, выступления.

После обучения не было сомнений о продолжении карьеры. Но работа внутри больших театров мне не легла на душу. Классический театр - это завод про производству спектакля и не всегда там присутствует душа и исследовательское любопытство, которые позволяют идти в глубину и смыслы, чему как раз учит Станиславский. Я ушел из театра в открытие своего театра.

Меня всегда тянуло на свободу и творчество в самовыражении. Мне важно когда со сцены вещают о мудром, важном, ценном. И при этом в обычной жизни придерживаются того же.

Сейчас в наш театр приходят зрители, пишут отзывы, рассказывают друг другу о наших постановках, приходят не по одному разу. Я здесь и актер, и режиссер, и педагог, и руководитель. Постоянное развитие требуется во всех сферах.

В чем секрет успеха для актера?

Сложно говорить об успехе. Думаю, что мы еще в начале пути. Я с осторожностью отношусь в похвале. Многие талантливые люди спотыкаются об "успех". Мой мастер мне говорил:

В жизни актер должен быть скромным. Не расплескиваться. На площадке ты можешь проявлять себя во всю мощь. А когда спектакль закончился и стихли аплодисменты, надвинул кепочку на глаза и серой мышкой пошел домой.

Когда актер несет ауру славы в жизнь, то он как человек начинает теряться. Нужно понимать, как ты влияешь на умы людей своей популярностью, что ты подсвечиваешь.

Как вы готовитесь к роли?

Как режиссер я качественно изучаю материал и прислушиваюсь к отклику моей души. Какие вопросы поднимает автор? Насколько мне близка его позиция? Насколько темы актуальны и важны сейчас в обществе?

И даже если я не режиссер спектакля, а только актер, я все равно изучаю материал, участвую в создании спектакля: декорации, костюмы, свет, звук, музыка, реквизит.

Я всегда испытываю удовлетворение, когда создаю что-то своими руками.

В детстве, когда я научился сам забивать гвозди, я взял спил дерева и полностью ровненько без пробелов заполнил его гвоздями. Отец сказал, что ушло 3 кг гвоздей. И это яркое проявление моей страсти к оттачиванию навыка и завершенности еще с детских лет.

Раньше мне требовалось больше времени для погружения в роль, я даже переносил роль в жизнь. Сейчас профессионализм растет, чувства и эмоции рождаются быстрее. Я понимаю своих персонажей по-человечески, поэтому достаточно легко погрузиться в предлагаемые обстоятельства, начать жить, верить, действовать, исходя из мотивов персонажа.

Это не механическая работа, это творческий акт.

В каком театре вы мечтаете побывать?

Меня манит американский бродвейский театр, потому что мне близок музыкальный жанр. С удовольствием бы посмотрел в живую мюзиклы "Кроль Лев", "Кошки", "Иисус Христос - супер звезда".

-11

Интересно посмотреть на национальные театры: Кабуки в Японии, Пекинскую оперу. В Китае одно и то же произведение каждый театр может поставить по-своему, изменяя музыку, мизансцены, костюмы...

Интересно посмотреть Европейские театры, так как там нет государственных, но много частных, а значит своеобразных проектов.

Кто из режиссеров/актеров вас вдохновляет своим творчеством?

В первую очередь это плеяда советских режиссеров: Толстоногов, Марк Захаров, Олег Табаков, Олег Ефремов.

Из актеров ныне живые Сергей Безруков, Евгений Миронов, Константин Хабенский.

И конечно, мой учитель - Александр Булдаков, который вложил в меня столько, что успеть бы за жизнь все это применить.

Смелая мечта

Создать свой коллектив и перенести театр на лоно природы.

Хочу свою территорию, где я смогу жить, творить, кормиться на своей земле. Природа щедра и богата, поэтому можно и питаться, и гармонично развиваться вместе с ней.

Хочу чтобы моя деятельность вышла на международный уровень. Театр внутренней практики и актерская школа "Через творчество и театр к себе".

На этой территории будет мой дом, театр, учебный зал, гостевые дома, баня... Место, чтобы люди могли приехать семьями на пару недель. Пространство, где можно подышать свежим воздухом, соединиться с природой и приобрести полезные знания и новый опыт.

Хочу, чтобы на этой территории люди могли получать не только духовные знания, но и физические. Особенно мужчинам нужно уметь что-то создавать своими руками. Возможно, это будут ремесленные мастерские, мастер- классы по земледелию и выращиванию овощей и фруктов круглый год...

Это что-то большее, чем театр.

Хочу, чтобы на спектакли приходили мужчины не за руку приведенные женщинами, а сами шли за развитием. Чтобы основным актерским составом тоже были мужчины. Мужчине все по плечу, именно мужчина создает пространство, в котором женщина и семья может проявляться.

У всех есть личные драмы и травмы, которые можно проработать через роли на сцене. А потом вернуться в семью и начать строить отношения по-новому.